Шамиль Сабитов Профессионал

Правило четвертой стадии: почему некоторые новинки убыточны?

В самом деле — почему в наше время только несколько процентов всех новинок оказываются успешными на рынке? Специалистами был проведен анализ большого числа особо успешных товаров. Оказалось, что все товары развиваются циклами.

Gabi Siebenhuehner, Shutterstock.com

Каждый цикл состоит из четырех стадий. Каждая последующая стадия качественно превосходит предыдущую. Четыре стадии одного цикла охватываются одним и тем же «рабочим принципом».

Например, для велосипеда в рамках рабочего принципа «Транспортное средство, приводимое в движение обеими ногами человека» известны 4 стадии:

1. Два колеса, установленные на одной раме. Человек сидит на раме и отталкивается от земли непосредственно ногами.
2. Велосипед, у которого переднее колесо гораздо крупнее заднего и снабжено педалями. Такие велосипеды сейчас можно увидеть на старинных гравюрах. Радиус вращения педалей в несколько раз меньше радиуса переднего колеса. Скорость движения велосипеда заметно выше скорости движения ног велосипедиста.
3. Велосипед с цепной передачей к ведущему колесу.
4. Добавлена обгонная муфта. Ведущее колесо может свободно вращаться при неподвижных педалях. Велосипед превратился в Си Эль.

После этого так и не появилось ни одной новой коммерчески успешной стадии велосипеда. Зато появилось выражение «изобретать велосипед», имеющее смысл «заниматься заведомо бесперспективным делом». Люди интуитивно почувствовали, что по каким-то еще неизвестным причинам дальше усовершенствовать велосипед не стоит: новинка может получиться забавной, но она не получит широкого распространения и, соответственно, не принесет прибыли.

Этот факт может служить ярким подтверждением того, что каждый объект человеческой деятельности в рамках одного рабочего принципа имеет только четыре стадии развития. Пятая стадия не может быть коммерчески успешной.

Обобщая, можно сформулировать следующее Правило четвертой стадии (далее «Правило»):

В рамках одного и того же рабочего принципа четвертая стадия развития товара представляет собой Си Эль и наиболее успешна на рынке, а пятая стадия не приносит прибыли. После четвертой стадии товар следует развивать в рамках нового рабочего принципа.

Это Правило объясняет, почему многие многообещающие новинки так и не приносят прибыли (порой даже при мощной рекламе): возможно, они представляют собой пятую стадию в рамках старого рабочего принципа.

С другой стороны, в тех случаях, когда товар прошел только три стадии развития, Правило можно использовать в качестве маяка для нахождения таких новых ниш, в которых новинки будут успешными.

Вот как это может выглядеть на практике.

До последнего времени и в рамках рабочего принципа «Устройства для пробуждения людей» были известны только будильники следующих стадий:

1. В Древнем Китае был известен будильник в виде свечи, в определенных местах которой подвешивались металлические шарики. При сгорании свечи они падали в фарфоровую вазу, издавая громкий звон. Обратите внимание: такой будильник — одноразовый.

2. Обычный механический будильник. Этот прибор многоразовый. Чтобы использовать его еще раз, достаточно просто повторно завести пружину.

3. Электронный будильник. Его не нужно заводить каждый вечер. Его можно один раз запрограммировать так, чтобы он будил человека каждое утро в одно и то же время.

В этих условиях Правило предсказывает возможность создания коммерчески успешного будильника четвертой стадии (путем добавления простого элемента к электронному будильнику).

Такой будильник был предложен в 1989 году (изобретение СССР № 1471171). К известному электронному будильнику добавили датчик, следящий за быстрыми и медленными фазами сна. Это позволило подавать будящий сигнал в самый оптимальный для пробуждения данного человека момент времени. В результате появилась возможность спать меньше, а высыпаться лучше. Как видите, обычный электронный будильник превратился в Си Эль. Сейчас мобильное приложение, в основу которого положена эта идея, возглавляет топ продаж во многих странах.

Используя Правило аналогичным образом, можно находить новые перспективные ниши и для других товаров.

Интересно, что это Правило применимо не только к товарам.

Яркий пример: в истории известны четыре стадии развития человеческого общества: первобытный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. В 1917 году была предпринята попытка создать пятую стадию. В СССР она провалилась в 1991 году.

В последние годы Китай развивается очень бурно. Может быть, потому, что в 2004 году там была принята поправка к Конституции, разрешающая частную собственность (по сути отменяющая социализм)?

Обновлено 29.04.2013
Статья размещена на сайте 27.04.2013

Комментарии (45):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 11 мая 2013 в 10:45 отредактирован 11 мая 2013 в 10:46

      Шамиль Сабитов, статья о Si El мне понравилась больше, чем о 444-ках. "Воротилы" эти в основном мексиканцы, бизнес их индивидуальный, с тачками, с лестницами, с газонокосилками. Нужно, чтоб лучшая тачка появилась в продаже и м/б тогда они предпочтут её.
      Я уповаю на наглядность, на зримые улучшения. Но даже очевидные улучшения трудно "пробить", довести до потребителя, надо "методически, ржавой лопатой" долбить косность, то, к чему притерпелись, с чем сжились.
      В английском я сам плаваю, не дай бог кому так.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, "Я уповаю на наглядность, на зримые улучшения".
        я в википедии посмотрел тачки. оказывается, еще в древнем или средневековом Китае были тачки, у которых колесо было расположено почти под центром тяжести. может быть поэтому ваша белая тачка не может пробиться на рынок. по-моему, нужен прорыв другого порядка - чтобы тачка стала явно лучше с неожиданной стороны. причем не на 20-30 %, а в разы.

  • Фото для сравнения.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев,
      как вы думаете, если разработать тачку явно удобнее этих обоих, можно ли на этом сделать бизнес?
      или же век тачек уже прошел и поэтому заниматься этим теперь уже нет смысла? - подобно тому, как в 21 веке нет смысла разрабатывать новые боевые топоры - сама ниша осталась далеко в прошлом.

      • Шамиль Сабитов, "век тачек" не прошёл и есть смысл их совершенствовать, потому что принципиальных инноваций они за века не претерпели.
        Боевые топора - тамагавки конечно уже история, а вот плотницкие вполне могут обогатитиься Si El.
        Недавно я купил топорик, особенно не выбирая. Отточил его нормально, а не как колун. Но носок,если смотреть сбоку под рпямым углом к ручке, что оказалось крайне неудобно в некоторых случаях.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, а где чаще используются тачки вообще - для перевозки полужидких материалов (тира бетона, сыпучих (типа пески, компоста) или твердых (типа камней кирпичей)?
          или же тачка должна быть универсальной?

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 11 мая 2013 в 09:58 отредактирован 11 мая 2013 в 10:00

            Шамиль Сабитов, здесь популярен строительный частный бизнес. Я часто вижу в пикапах по две вверх колесом этих самых "оранжевых" тачек. Конечно, её используют только для перевозки песка, бетона. Я убеждён, что даже с небольшим увеличением ёмкости кузова тачку по предлагаемой схеме можно сделать более рациональной, с меньшей нагрузкой на руки, с заниженной высотой кромки кузова для лёгкости загрузки.
            Я убеждён, что серьёзной проработкой этой схемы можно сделать очень даже популярной тачку именно и только для перевозки бетона в основном.
            Можете "обкашлЯть" идею "в кругу своих братишек" - технарей.

            Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, Безусловно, белую тачку катить гораздо легче. интересно, кто-то запатентовал ее? кто-то выпускает?
      пожалуйста,сообщите всю информацию

      • Шамиль Сабитов, я мечтаю о том, чтобы "патентом" считалось подобное сравнительное фото, на которое можно было бы ссылаться и предъявлять,как документ.
        Я предлагал двум известным фирмам "по тачкам" и фото и эскизы, но невпротык: мы и сами с усами и в наших планах подобного нет.
        Или одному крупному "хозмагазину" предлагал выставить образцы (а их 2) для оценки покупателей. Если будут заявки, то можно поискать производителей. Но такая "нештатная" затея тоже не была поддержана.
        Мне приходилось кое-что патеновать, я знаю, какое это изнурительное, тягомотное, а здесь ещё и дорогое удовольствие. Мне бы хотелось нештатного, неформального развития успеха.
        Этот экземпляр я делал под навесом, на коленке из случайных материалов. Кстати, передний кузов надо бы развернуть наоброт, более низким бортом вперёд.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, сравнительное фото не сработает - его каждый будет интерпретировать по своему. поэтому пользуются формулой изобретения. здесь четко можно разделить - есть тот или иной признак или нет. нарушается ли патент или нет и т. д. а с другой стороны сейчас стало гораздо проще -(особенно в США - можно подать предварительный патент - буквально за 15-20 минут через интернет) и обойдется это чуть дороже 100 долларов. совсем без никакой защиты показывать идею на публике очень рискованно - уведут в два счета (-:

          чтобы человеку со стороны заинтересовать производителей тех же тачек - нужно чтобы тачка была ЯВНО чем-то лучше.

      • Шамиль Сабитов, я насчитываю у белой тачки 3 полезных отличия, (но их может и больше): а) отсутствие ножек и рамы, при проработке кузов может быть несущим %% на 90. б) Меньшая нагрузка на руки за счёт переднего кузова.в) низкое расположение груза и двойное колесо(как переднее шасси самолёта) повышают поперечную устойчивость, тачку не "водит" по сторонам,она легко поворачивается.
        О.А. отвечу позже.

        Оценка статьи: 5

      • Шамиль Сабитов, не выпускает. И не будет выпускать.
        Потому что рассматривать надо весь процесс, а не только одну фазу. Катить белую, безусловно, легче. Но представьте, что в тачках полужидкий бетон. Чтобы разгрузить оранжевую достаточно поставить ручки вертикально, все сползет. При этом точка вываливания будет за пределами конструкции, все упадет куда нужно.
        У белой тачки при установке ручек вертикально передние стенки ящиков становятся горизонтальными, процентов 20 груза останется в ящиках. Из верхнего ящика все будет валиться на нижний. Для полной разгрузки ручки надо будет наклонить градусов на 45 вперед от вертикали. А если там яма, в которую сбрасывают груз? Летать будем?
        К тому же мне кажется, что емкость обычной тачки рассчитана на физические возможности человека. И увеличивать объем в три раза как минимум самонадеянно. Белую можно использовать только для легких материалов, да еще выгружать неудобно. Оранжевая - универсальна.
        Сергей Дмитриев, и не убеждайте меня, что полностью заполнив белую тачку бетоном или песком, вы сможете ее перевернуть для разгрузки

        • Олег Антонов, спасибо за обстоятельный разбор полётов.
          К сожалению, мне не удалось провести сравнительные испытания этих тачек. Да, тачки чаще используют только для перевозки МОНОгруза в виде раствора. Но в хозяйстве часто есть и более лёгкие грузы как компост, гумус, листва и многое другое.
          Для надёжной разгрузки раствора тачку лучше вообще опроктнуть вверх колесом ,втряхнуть или постучать по кузову.
          Разгрузка "в пропасть" - редкий случай, можно и на бок.
          Увеличение ёмкости кузова делает белую тачку универсальной, что не дано оранжевой по определению, по расчёту только на раствор.
          Меня умиляет "изячная" форма кузова, абсалютно не функциональная, практически усложняющая зачистку кузова совковой лопатой. Пример ненужного изыска дизайнеров.
          Зачем так высоко возносить кузов ОТ? Какая разница, что образует дорожный просвет(клиренс) днище тачки или её ножки?
          Меня беспокоит, насколько уместно здесь обсуждать такие детали? Вы можете "обкашлять" идею в кругу знакомых.

          Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитрирев, "превосходство определяют сравнительные испытания. Детекторы на бампере кажутся сложными."

    Сергей, четко определите одной фразой - какую проблему решают ваши амортизаторы (это и будет рабочий принцип. А потом посмотрите, какие решения уже есть. Постарайтесь увидеть динамику. При переходе от одной стадии развития к другой объект должен становиться качественно лучше (оставаясь при этом в рамках выбранного принципа).
    Четвертая стадия получается путем добавления к хорошо известному изделию некоторого простого элемента другого функционального назначения. Она и имеет повышенные шансы стать успешной на рынке.
    Сравнительные испытания, проверка рынком - это конечно самое главное. Практика - критерий истины.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 1 мая 2013 в 04:55 отредактирован 1 мая 2013 в 04:57

      Шамиль Сабитов, "Простой элемент" (Si eL) - моё хобби. Я люблю эти "биодобавки" и у других изобретателей, они меня радуют неожиданностью, свежим взглядом на примелькавшиеся вещи. М/б удастся пульнуть фото тачек для сравнения.

      Оценка статьи: 5

  • Марианна, спасибо за подсказку.
    впредь так и буду делать (-:

  • более подробно насчет рабочих принципов можно посмотреть ссылку (только уберите пробелы - я вынужден их вставлять, иначе окошко не загружается)

    http : //www . sciteclibrary . ru /r us/ catalog /pages/8156 .html

  • Направленность статьи понравилась (напоминает примитивный объектно-ориентированный подход), но, как упоминалось, осталось ощущение, что обобщение идет из частных примеров. И понятие "один рабочий принцип" я не понял. К примеру, в ОО подходе новый, скажем, класс, получается или путем наследования от предка, или через агрегацию (другие связи не рассматриваем). Может, посмотреть на формализацию разработок под эти, уже существующим, углом? А успешность результата - дама капризная, коррелирующая с многими, зачастую субъективными, факторами. Я бы побоялся подгонять ее под какие-то стадии разработки - ведь в этом подходе не учитывается понятие рынка с его свойствами.

  • Неубедительно.., 1) нет предела совершенству 2)больше, чем уверена, что озвучены 4 стадии, но есть еще 54 неозвученных, и среди них есть и удачные и не очень.

  • Сергею Дмитриеву.
    по поводу того, что "таблицу Менделеева" для изобретателей составить невозможно.
    Еще Плиний Старший сказал: "Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены." (-:

    насчет того, что "надо сделать ход амортизаторов заднего колеса мотоцикла параллельным ходу амортизаторов переднего колеса". я где-то видел идею, как на передний бампер авто ставят детектор неровности дороги, и от него управляют мгновенной жесткостью амортизаторов. по-моему, это решение превосходит параллельность амортизаторов...

  • Марине: я не восхищаюсь этим патентом. это мое изобретение - посмотрите иллюстрацию к статье.

  • Антон, вы упустили главный момент: товар имеет четыре разновидности В РАМКАХ ОДНОГО РАБОЧЕГО ПРИНЦИПА. А таких принципов может быть очень много. И каждый их них - правильный. Поэтому возможности для творчества безграничны.
    Я не сказал, что четвертая стадия захватывает весь рынок навечно. Я сказал, что она становится коммерчески очень успешной. И односкоростные велосипеды действительно были очень популярными в течение десятилетий. В наше время такой длительный жизненный цикл встретишь нечасто.
    А многоскоростные велосипеды - это новый рабочий принцип. Тут тоже должно быть четыре стадии.

    Вы пишете: "Вот те же часы: солнечные, водяные, огневые, механические, электронные. Какая стадия лишняя?"
    Задайте в Google поиск по словам
    "Алгоритм успешных проектов. Вып. 38 01.05.2005"
    и посмотрите найденный пост
    (хотел дать прямую ссылку, но данное окошко ссылки не разрешает).
    Там разновидности будильника рассмотрены подробно.
    Кстати, если в будильнике Платона каждый раз использовать новую воду, то прибор однозначно оказывается одноразовым (первая стадия). А если уже имеющуюся воду каждый раз использовать заново - то будильник получается многоразовым (вторая стадия).
    Как видите, все упирается в рабочий принцип.

    • Шамиль Сабитов, "вернёмся к нашим ...великам" и мотоциклам.
      Меня давно подмывает небольшое Си Эль для них, как n-ная ступень в совершенстве: дескать, надо сделать ход амортизаторов заднего колеса мотоцикла ...параллельным ходу амортизаторов переднего колеса. Это усложнит привод не намного, но добавит плавности хода и комфорта. То же можно сделать для велика, а может и для самого автомобиля.
      Редкие новации принимаются на ура, даже очевидные улучшения требуют значительных усилий доведения их до потребителя.

      Оценка статьи: 5

  • Шамиль Сабитов, если обгонную муфту считать за отдельную четвертую стадию, то сейчас идет пятая стадия - велосипеды с переключателями скоростей. И эта стадия настолько успешна, что односкоростной велосипед среди хорошего качества продукции еще надо умудриться найти.
    Окружающий мир слишком разнообразен, чтобы свести все к четырем универсальным стадиям. И эта попытка заранее обречена на провал и подталкивает к натяжкам и передергиваниям.
    Вот те же часы: солнечные, водяные, огневые, механические, электронные. Какая стадия лишняя?
    Подъем грузов: руками, клин, рычаг, блок, гидравлический домкрат, подъемный кран. Разница уж куда существеннее, чем добавление обгонной муфты. Какая стадия лишняя?
    Духовые музыкальные инструменты: однотональная свистулька, флейта Пана, флейта с отверстиями, затыкаемыми пальцами, кларнет с клапанами, орган. Что выкинем?

  • В качестве примера неудачной 5-й ступени можно привести Сегвей и его производные на одном колесе с гироскопами. В качестве нездорового консерватизма можно привести обычную тачку. Мне удалось разместить к какой-то статье сравнительное фото старой тачки и с Си Эль, но не помню к какой. Современные велосипеды достигли полного совершенства и качества,как автомобили и шариковые ручки.
    Я подобрал с дороги супе-велик TIARA pro: оба колеса подрессорены, 21 передача - ехай(езжай), не хочу.
    Но направления для совершенства велика ещё свободны. До сих пор нет бесступенчатой передачи. После одной из давних Брюссельских выставок было объявлено, что наконец-то была представлена бесступенчатая передача для велика, но увы, в жизни она не появилась.
    Статья располагает критически оценить привычные вещи,даже небольшие улучшения радуют неожиданностью.
    NEVER STOP IMPROVING! - девиз одного маркета.

    Оценка статьи: 5