Мы используем звучание голоса, воспринимая этот дар как должное, до тех пор, пока однажды не сталкиваемся с проблемой невозможности управлять звуком.
Вместо привычной речи мы хрипим, сипим, а порой и вовсе наступает афония — безгласие. Даже понимая, что это временное явление, мы начинаем осознавать, насколько мудр был Господь, вложив нам в уста звук, способный передать чувства. Даже не используя речь, младенец, тем не менее, управляет звуком и может сообщить, доволен ли он или испытывает голод, жажду и вообще требует внимания.
А если на минутку представить, чем может обернуться отсутствие голоса? Тут вспоминается сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Сказка о том, как её главная героиня променяла свой чудесный голос на пару стройных ножек ради того, чтобы быть рядом с любимым. Драматизм сказки в том, что этот обмен не принёс ей желаемого, более того — она и сама перестала существовать. Для ребёнка такой поворот событий неприемлем, маленькие девочки плачут в конце сказки. А взрослые задумываются.
Помните, что причиной исчезновения голоса стал волшебный напиток? Но тот напиток — только в сказке, а в жизни? Что управляет звуком нашего голоса, какой, собственно, орган отвечает за его тембр? Ведь именно тембр является его уникальной характеристикой, специфической окраской, практически как отпечатки пальцев. Существуют охранные системы, идентифицирующие доступ именно по тембру голоса, потому что, говоря научным языком, тембр — это определённая частота звуковых колебаний, которая для каждого является уникальной и неизменной.
Однако звук человеческого голоса — явление сложное, он имеет ещё и обертона, по последним исследованиям учёных — от 3 до 5. Именно они придают звучанию голоса индивидуальность, благодаря которой мать узнаёт голос своего ребёнка, женщина — голос любимого. А козлята из сказки «Волк и семеро козлят» узнали, что за дверью не коза, а волк. Устное народное творчество донесло до нас удивительные свидетельства, которые мы часто по невнимательности упускаем. Вот что написано в сказке: Волк не растерялся, пошёл к кузнецу, который голос-то ему перековал!
Чтобы не усложнять повествование, народ использовал аллегорию, но, судя по всему, точно знал, что изменить голос возможно. И когда мы слушаем выступления пародистов, убеждаемся — ещё как возможно! Только вот изменить можно не тембр, а звучание, и кузнецы своего голоса, как и счастья, — мы сами.
Педагоги вокала, специалисты по технике речи могут снабдить упражнениями, посвятить в тонкости методики, проконтролировать правильность освоения навыков, но изменить звучание своего голоса мы можем только сами.
К сожалению, далеко не все понимают последовательность и принцип изменения голоса. Некоторые пытаются найти несуществующую «волшебную таблетку», которая тотчас же изменит в лучшую сторону его силу и звучание. А на самом деле — чтобы изменить звучание голоса, нужно просто выполнять упражнения, причём нужное количество раз и каждый день.
И это точно не сказка.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...