Хочу рассказать нравоучительную историю. В одной из школ города N работал ветеран Великой Отечественной войны. Работал директором бессменно много лет. Его очень уважали ученики и учителя. Несмотря на свой пожилой возраст, чувствовал он себя прекрасно, каждое утро делал зарядку, по возможности участвовал в спортивных соревнованиях.
Однажды директор шёл домой после работы. По обыкновению его путь проходил мимо парка. Ветеран любил в задумчивости побродить по парку, постоять возле памятника героям Великой Отечественной войны. Наверное, он вспоминал своих боевых товарищей. Вот и на этот раз он остановился возле памятника.
Вдруг ему стало плохо. Он присел на одну из лавочек парка, но лучше ему не становилось, наоборот, стало настолько нехорошо, что он не мог уже сидеть и прилёг. Так директор пролежал до позднего вечера. В итоге кто-то вызвал скорую, но его уже было не спасти. Он умер.
«Жаль старика, но причем тут пьянство?» — скажете вы. Да притом, что человек, лежащий на лавочке, привычно ассоциируется у нас с бомжом и алкоголиком. Если человек лежит на лавочке, то, скорее всего, он отсыпается после пьянки. Это стало нормой. Но разве нормально то, что на протяжении нескольких часов к ветерану войны никто не подошёл, не спросил, что с ним случилось? Поинтересуйся кто, вызови скорую пораньше, и глядишь — директор был бы спасён.
На мой взгляд, равнодушие — страшная штука. Помните теракты в московском метро? Они ужасны и чудовищны. Пугают бородатые дядьки, подло и коварно замыслившие теракт, пугают террористки-смертницы с поясом шахида, безжалостно его исполняющие. Но больше всего пугает равнодушие некоторых масс населения к этим терактам. Люди умирают в подземке? Ну и что? Почему бы не срубить денег на этом происшествии?
Как-то проходя мимо своего дома, я увидел лежащего у подъезда человека. Приглянувшись, узнал знаменитого на весь двор пьяницу дядю Мишу. Видимо, он «отдыхал» после очередной пьянки. Однако дядя Миша лежал как-то странно. Его голова была просунута через прутья лестничной решётки. Просунуть голову между ними и в трезвом, и в пьяном виде довольно-таки затруднительно. Так упасть человек может только после смертельного выстрела. Невозможно наверняка было сказать, пьян или мёртв дядя Миша. Может быть, он все-таки мертвецки пьян? Мне стало как-то не по себе.
Не так давно я увидел ещё одного пьяницу. Он лежал прямо посреди самой многолюдной улицы города. Алкоголик ни на кого не глядел, его глаза были устремлены прямо в небо, руки раскинуты в разные стороны, рядом лежал костыль, изо рта текли слюни. Отвратительное зрелище! Людской поток огибал пьяницу, как ручей огибает камень. Прохожие старались не обращать на алкоголика никакого внимания.
Разве человек, лежащий посреди улицы, — это нормально? Мне жаль, если ваш ответ будет утвердительным.
Дядя Миша то живой? Или автору тоже по барабану?
1 Ответить
Александр Петров, я вас обрадую. Дядя Миша жив!
На дядю Мишу было всем наплевать. Это и заставило меня задуматься.
0 Ответить
Алексей Сергеев, если позволите: когда-то приехав из анклавной Азии, где люди, как оказалось, более отзывчивые и не столь равнодушные, я долго не мог понять, отчего широкой русской души люди всякий раз проходят мимо и пьяных, и непьяных... гоняют бомжей, порицают старух, роющихся в мусорках у гипермаркетов... как же так, а вдруг человеку плохо, вдруг у него, как у Вашего героя, приступ, просто так жизнь вывернулась...
Кого только я не перетаскал: и пьяных, и в обмороках, и с рабитой головой. И чаще, на замечания "Разве можно так, это же люди!", слышал то же, что Вы здесь.
Помоги Вы, не пойди мимо, все-равно многие бы нашли в чем Вас упрекнуть.
Факт остается фактом: если ты пройдешь мимо и даже осудишь того, кто мордой в пол, тебя поймут и поддержут. Но если поможешь и пригласишь остальных сделать то же, то вряд ли услышить слова одобрения.
Я думаю, это все-таки доказывает наличие совести в тех, кто пройдет мимо и осудит тех, кто им об этом заметит. Это уже неравнодушие, потому как в равнодушии не бывает желания оправдать себя и принизить того, кто помог.
Спасибо за статью. Желаю не разочароваться в своей помощи тем, кто лицом в пол - такой соблазн будет-)
0 Ответить
//Невозможно наверняка было сказать, пьян или мёртв дядя Миша. Может быть, он все-таки мертвецки пьян? Мне стало как-то не по себе.//
Какой Вы чуткий и неравнодушный! А что Вы сделали потом? Сочинили опус о своем прекраснодушии.
3 Ответить
Аркадий Голод, я сделал то, что наверное сделали бы многие: просто прошёл мимо. Но потом я понял,что больше никогда так не поступлю.
0 Ответить
Если не ошибаюсь, наш дебютант примеривает героические одежды борца с равнодушием, а в последней фразе даже условно порицает нас за иную, не совпадающую с автором точку зрения. Такая безусловная уверенность в собственной правоте с одной стороны опасна, а с другой - просто смешна...
На самом деле, вопрос несколько глубже и риторичнее. Каждый решает сам стоит ли ему возиться с вонючим бомжом, лежащим на тротуаре. Никто не обязан ему помогать. Помог - хорошо, не помог - какие тут претензии? Есть противоположная точка зрения одного немецкого философа - "Падающего подтолкни". При всем внешнем людоедстве, в ней несомненно есть смысл и она вполне имеет право на существование, особенно, если лежание в состоянии обдолбленности - выбор самого человека. Здесь всё дело в точке зрения на ситуацию.
А грозить нам пальчиком и жалеть нас за то, что мы имеем иное мнение - это просто хамовитая глупость
Тема поднята важная, но она раскрыта очень узко и чересчур эмоционально. Стиль же просто убог.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Иван Рыжов, "противоположная точка зрения" - Фридриха Ницше, чья философия был взята за основу внешней политики фашистской Германии, к Вашему сведению. И там же, у него, мысль развита глубже и дальше, относительно появления Uebermensch-а. Философия достойная осмысления и внимания - в этом контексте, но не в рамках нашего сегодняшнего узкого обсуждения.
Прежде чем мимоходом ссылаться на великие мысли великих философов - в угоду себе и пику другим, неплохо было бы их философию изучить подробнее.
Кстати, в противовес Ницше с его сверхчеловеком, есть христианская филосоия Иисуса Христа. Там падающему - помоги.
В индивидуалистичном обществе, где богами и фетишами стали тотальное потребление, эгоизм и тот же индивидуализм, большинство и будет мыслить категориями а ля "Это мое личное дело, и никто никому не должен". Но тогда не стоит удивляться тому, что родителей - в дом престарелых, Родину защищать - некому, соседку изнасиловали, а соседа порубили на куски и съели.
Наша хата с краю...
1 Ответить
Игорь Ткачев, спасибо, что просветили, насчет Ницше. Клюнули-таки...
Я лишь хотел заметить, что негоже учить нас жить, что мы должны или не должны. Лично я никому ничего не должен, и если вызывал пару раз "скорую" в подобных случаях, то делал это не из чувства долга, а потому, что это было мое личное желание. Слишком многие хотят погреться на высоких чувствах, которые при ближайшем рассмотрении - лишь сияющие оболочки черных эгоистичных интересов.
Насчет защиты Родины, изнасилованных соседок и съеденных соседей, так это явный перебор Спасибо, что в сердцах детей не тронули. Когда же мы избавимся от этой вечной паранойи, накрученной СМИ?
Предпочитаю не бить себя в грудь, как некоторые, и не учить других жить, а спокойно решать проблемы по мере их возникновения.
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Иван Рыжов, может несколько резко, но не клюнул, а пригласил чуть глубже всмотреться...
Вы уверены, что никто никому ничего не должен? (Некоторые заговариваются - и родителям не должны, ин не просили нас рожать-) По-моему, это клише излишне часто повторяют, полагая раз оно на слуху, значит оно такое верное.
А как же Джон Донн, например с его "Нет человека как остров" - все мы части одного материка - "и если звонит по ком колокол, он звонит по тебе"??? Ведь и Хемингуэй про это... Не говоря об Иисусе из Назарета...
И почему бы вас/нас и не поучить (нет, ну мы такие грамотные - все знаем, никто нам не указ. Особенно, чем моложе - тем грамотнее-)))
Кто греется на высоких чувствах, скажите? В чем здесь обогрев, если ты призываешь к состраданию (автор так мягко это сделал, но так вас всколыхнул - может, это совесть в вас так ощетинилась, не согласная она с вашим рассудком и холодным сердцем?-)) сейчаc лучше заявить, что ты иждивенец, наркоман, алкоголик - и улышишь больше понимания, чем пригласишь не быть равнодушным...
Вы правы, есть в этом элемент эгоизма - так эгоизм у нас во всем - но он другой. Здесь сердце кайфует и душа поет, что люди братья, а не волки...
Я не учу - вы никому ничего не должны. Но оставляю за собой право презирать толпу с нагулянными бочками, на остановке, в ожидании автобуса, к сытному ужину и мыльным операм, когда в трех метрах от них мордой в грязь лежит человеческое существо... и ведь никто не знает истории этого существа, но никто не торопится соболезновать - протянуть руку, н побрезговать, все спешат плюнуть... нет, не все... и это радует.
1 Ответить
Уважаемый автор, "Зеленый змий" - это не алкоголь. Это пагубная зависимость от него. Употреблять "Зеленый змий" нельзя. От него можно погибнуть, зависеть, сдохнуть, чахнуть, дружить, любить его... но в пищу принимать ниЗЗя-)
Проблема не нова, есть и будет "быть".
твердо убежден, что независимо от того, кто перед вами - ветереан ВОВ с ишемическим приступом, или пьяница в отключке, - нужно обратить внимание и оказать посильную помощь. Разницы "пьянь - сердечник" НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ.
Только в субботу, идя по тропе со своими дамами, и наслаждаясь птичьим пением и солнечными бликами на зеленой листве, мы наткнулись на человека, лежащего в кустах. Убедились, что он дышит, не ранен и что ему скорее хорошо, чем плохо, отбыли по своим делам. Через 5 мин., видно потревоженный нашими голосами, он уже вылез из кустов и направился уже по своим делам-))
И еще: я в свое время перетаскал немало таких неудчных бонвиванов. Подбирал на снегу, остановках и т.п.
Знаете, как может быть, человек не рассчитал или плохой алкоголь, или его даже подпоили, хотя он далеко не "синяк". А мы их судим с высоты своего безупречного воробьинного полета-)))
2 Ответить
Игорь Ткачев, открываем словарь.
До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения). Зелёный змий (разг.; о спиртных напитках, водке).
Ответ справочной службы русского языка №202198
Выражение зеленый змий возникло на основе народно-поэтического оборота зелено вино, где вино названо по цвету продукта, из которого оно делается. Осознав вред алкоголя, его стали называть зелёным змием.
0 Ответить
Марианна Власова, да, действительно интернет-словари дают такое толкование: "простор. алкоголь, спиртные напитки"...
Смотрю Словарь русских фразеологизмов 1968 года издания, что у меня на полке: "Зеленый змий" - 1) литерат. алкогольная зависимость, пьянство, то, что с ним связано 2) прост. алкоголь, водка...
читать дальше →
Во всяком случае для меня, "Употреблять, пить и т.д. зеленый змий" - звучит вычурно. Я могу представить Зеленого змия обвивающего, сжимающего меня в своих кольцах, губящего. Но не могу представить себя его - Змия - пьющего-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, "следует все-таки отделять современную литературную (грамотную) речь от архаизмов и просторечных выражений" - следует. Современную - ключевое слово. Интернет-словари - это электронная версия современных бумажных. И уж коль в них эти значения равнозначны и разговорны, а не просторечны - так тому и быть.
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, мягко скажем, интернет-словари "весьма" современны, но не всегда литературно грамотны-) Все эти "контейнерА", "клапанА", "из КосовА" и т.п. действительно современны-)
По существу: литературное употребление "Зеленого змия" - как зависимость от алкоголя, а также его последствия. В первую очередь. Это и фонетически созвучнее.
А сказать "Я пью Зеленый змий" или даже "Они - любители Зеленого змия" слишком уж коллоквиально - коряво для слуха. Будем считать, что ИМХО.
Теперь будете знать, что есть еще одно трактование "Зеленого змия"-) (Змий в мультике из бутылки вылезал не как буквально водка или какое вино, а в более широком смысле - как зависимость и погибель-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, читать дальше →
По существу: что в "первую очередь", я показала выше, приведя этимологию. Выражения "любитель зеленого змия", "друг зеленого змия" встречаются очень часто.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Уважаемый Алексей!
Проблема эта не нова и видимо будет актуальна еще долгое время.
Я могу сказать одно - я прекрасно понимаю тех людей, которые игнорируют тех, кто нуждается в помощи.
Причина проста - не делай добро, не получишь зло.
Бесчисленное количество случаев, когда человек, оказавший помощь кому-то, оказывался в СИЗО или на скамье подсудимых.
Не говоря уже о потерях времени, сил и нервов, оставаясь без благодарности. Я даже не говорю про простое "спасибо". За вашу помощь вас могут еще и унизить, заставить почувствовать себя виноватым - дескать, мало помог и так далее. Причин может быть множество.
И пока такие случаи не станут единичными, евда ли нам стоит ждать кардинальных изменений в ментальности людей.
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Sam Polson, я их тоже понимаю.. подавляющее большинство из них - равнодушные чистоплюи, предпочитающие, чтобы ты сдох на снегу, чем они окажутся рядом с тобой и помогут подняться... Говно это, а не люди, однозначно. Они ведь не только мимо пьяного пройдут. Они и мимо вас пройдут, уже с имшемическим приступом. А вы поймИте их-))
И причин у таких ох какое множество-)))
Лучше сделать добро и получить зло, чем его не сделать и остаться при своем добре. Не уважаю.
1 Ответить