Государство состоит не просто из людей, оно состоит ещё и из семей. Это главная ценность страны. Поэтому вдвойне странно, что вопросы и темы семейных отношений, семейного счастья, воспитания и самовоспитания оставались за бортом образования.
Ведь счастливый человек, строящий такую же счастливую семейную жизнь или хотя бы стремящийся к этому, просто не способен делать и жизнь вокруг себя несчастной, неблагополучной. Он знает, чувствует и размышляет о том, что может принести счастье ему самому, его семье и другим людям. Он думает о всеобщем благосостоянии, зная, что оно влияет и на его собственное. Такой человек понимает, что в жизни всё взаимосвязано и старается учитывать это во всём. Такой человек ощущает свою ответственность за мир вокруг себя и находит в себе новые и новые силы, раскрывает свои способности, стремясь преобразить весь этот мир и становиться в нём всё более счастливым.
Пожалуй, что стремление к счастью, желание именно чувствовать себя счастливым и может быть тем главным ориентиром как в социальных, так и в семейных отношениях. Конечно, есть немало критериев, определений счастья и способов его искать и находить, но только счастье ощутить, почувствовать способен каждый сам, самим собой — без лишних слов и рассуждений, без поиска каких-то объяснений в книгах и мнениях других людей. Хотя всё это может ценным оказаться, особенно когда всем сердцем, всей душой стремятся люди к счастью.
Можно себя во многом обмануть и оправдать свои решения, слова, эмоции и мысли… Но своим чувствам не соврать, и даже ощущение, что врёшь, в них тоже отразится. Именно в чувствах отражение найдёт всё то, к чему сам человек стремится — по-настоящему стремится.
Но кто может задать стремления людей? Кто и на что их может вдохновить? Возможно, стоит уделить внимание вопросам семейного и личного счастья в сфере образования…
Мероприятия в этом направлении могут быть различны и включать не только такие очевидные, как проведение занятий по социальным и семейным отношениям в школах. Можно и нужно разрабатывать разные подходы.
Совместные с родителями вылазки на природу, школьно-семейные пикники.
Семинары для родителей, для детей и для всех вместе на темы воспитания себя и своей семьи, семейных отношений.
Совместные с родителями социальные проекты и акции в области здоровья, питания, экологии, творчества, государственного развития.
Просмотр художественных фильмов, которые способны вызвать светлые чувства, побудить к размышлениям.
Написание сочинений с элементами самоанализа и развития своих собственных представлений о счастливой жизни.
Воспитание нравственных, общечеловеческих ценностей в дошкольных учреждениях через чтение и прослушивание сказок и притч (с последующим обсуждением, если понадобится), просмотр специально подобранных фильмов, мультфильмов; какие-то ресурсы можно разместить и в Интернете для всеобщего доступа к ним, при этом заручившись поддержкой правообладателей и выпускающих компаний, тем более что многие из них относятся к России или к бывшему Советскому Союзу — «Мосфильм», «Союзмультфильм», мультипликационная студия «Пилот» (создавшая серию мультфильмов «Гора самоцветов» по мотивам сказок разных народов, которые по своему содержанию могут быть оценены как государственно значимые), студия «Мелодия» (выпускавшая на виниловых пластинках такие сказки, равных которым сейчас нет — ни по наполнению, ни по исполнению).
И потом, почему только сфера образования… Ведь стремления могут выражаться во многом, и люди всё равно почувствуют, что стоит за ними. Просто система образования объединяет несколько поколений — детей, молодёжь, взрослых. Да, у них разные интересы — так ведь это ещё лучше! Пускай они объединяются тоже. Найдутся такие варианты совместного творчества, когда каждый, привнося что-то своё, дополнит общую картину.
Какими бы ни были меры, важно учитывать личную заинтересованность участников, предоставлять свободу, уважать их чувства и решения, принимая людей такими, какие они есть, и верить в лучшее в них, а вместе с этим и в себе самих. И тогда оно непременно проявится, потому что всё лучшее изначально заложено в каждом человеке, всегда было, есть и будет.
Статья, хорошая! Действительно наше общество состоит из семей, но ведь не секрет, что существует в нашем обществе большой процент неполных семей, или семей с пьющими родителями! Сомневаюсь, что в этих семьях правильно воспитывает детей, так что эта статья актуальна только в нормальных любящих семьях, в которых супруги нежно относятся друг к другу и дети соответственно получают правильное воспитание. Получается парадокс-без взаимной любви между супругами невозможно правильное воспитывать детей.
0 Ответить
Наталья, мало того что есть неполные семьи, есть ещё и дети, оставшиеся вообще без семьи — в детских домах, приютах, интернатах. И тогда уже не о семейных, а социальных отношениях уместней говорить. Но это не меняет сути. Суть в данном случае — в стремлениях людей, в стремлениях по отношению к детям в том числе. И в полных семьях дети могут быть не очень счастливы, и в семьях, где один родитель — душа в душу жить.
0 Ответить
Признаться не совсем поняла, о чем статья. Такая уж вся из себя правильная, что ни о чем. Масло масленое. И вопрос заданный в названии статьи на раскрыт. В чем разница между социальными и семейными отношениями и что главнее Не понятно. Вроде всё правильно, но не живое.
2 Ответить
Ирина, на разницу и на сравнение намёков не было.
И вот слова, выходит, оживить не удалось. Я что-нибудь придумаю. А вам за отклик всё равно спасибо.
0 Ответить
В общем-то написано всё правильно. Но для правильных людей. А им и объяснять ничего не надо. Они и так всё это понимают, так воспитаны.
А в обществе всегда было много людей и не правильных.
Хотя, может быть, они правильны по-другому. Хищник ведь тоже по-своему прав, когда поедает травоядную тварь. Благодаря этому он выживает...
Конечно, это не есть правильность ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО общества. Это правильность звериного мира.
Но человек не очень далеко отошёл от зверя. И кажется, опять к нему начинает приближаться. В своей неумеренной ненасытности и жестокости.
0 Ответить
Быть может, Лена, что у вас найдутся и родятся те слова, которые «не правильные» люди примут и поймут, и вспомнят истинную «ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ» суть свою.
И, может, вам самой от этих слов светлей и легче станет на душе. А то, что написали вы уже... я не поверю, что слова такие вам сил душевных придают и веру в лучше вселяют или к хорошему чему-то побуждают. А ведь наши слова на нас самих влияют. Разве вы этого не чувствуете, Лена, милая и замечательная Лена...
0 Ответить
Здравствуйте, Виталий.
Повторяю, статья правильная, хорошая. Просто не задела меня глубоко.
Для неправильных людей нет у меня слов. На них слова вообще не действуют, они не любят речей. Они не наслаждаются словом и не взволновываются им.
Чёрт их знает, что им вообще нужно, как до них достучаться.
Сама же я не знаю какова есть...может, тоже неправильная
Но люблю слово, и написанное и произнесённое, люблю слушать и слышать...люблю читать, книга - друг мой.
Успехов вам, Виталий, в поисках нужных действенных слов.
0 Ответить
Лена, вот за эти слова вам спасибо. И за пожелание хорошее.
Да, не словами одними жизнь делается.
А то, что слова в статье не задели, значит не получилось у меня такие подобрать слова, пока не получилось.
0 Ответить
Виталий Ростовцев, Понятно о чем, но много высокопарных слов. В каждой семье своё понятие счастья. В одной - «счастье», что у жены пятнадцатые по счету зимние сапоги и брендовая сумочка купленная в одном из лучших бутиков за энное количество долларов и доченька учиться за границей и не факт, что в этом доме есть томик А.С. Макаренко или Л.Н.Толстого, о боже, а вдруг, так читать некогда, я пришла такая уставшая из SPA-салона, лучше я возьму в руки гламурный журнальчик… в другой семье «счастье» залатать себе сапоги, обещавшие служить тебе верой и правдой лет пять, но увы.. что-то не сложилось, а зима не заставить себя ждать или счастье «главы семейства» в том, что с утра он торопиться не на работу, а в ближайший «магаз» за опохмелкой. Одно «счастье» ужинать каждый день в ресторане, в другое «счастье» как на оставшийся до зарплаты «косарь» накормить, одеть трех детей, заплатить за сад, за секцию, да ещё зуб не кстати разболелся, но кстати, томик А.С.Макаренко имеется, только читать не охота, а просто, извините за банальность, хочеться жрать… и счастье моё в том, что в морозильнике есть заначка из семи котлет. Понимаю, что приземленно…
0 Ответить
Пускай всё начинается с таких вот "приземлений".
Да, есть немало у людей стремлений. И всё равно мы можем разобраться, какие из них составляют счастье, какие - лишь уводят от него. Всё изначально каждому дано. Способность есть у всех самостоятельно и чувствовать, и размышлять, и потому самим собой определять, что значимо и важно.
0 Ответить
"Поэзия любит в мистику облекаться,// говорить о вещах едва касаемо." (ВМ)
Так воспитании и формирование приоритетов у детей в семье должно быть опосредственным, надо забыть само слово "воспитание" и его прямое применение. Всё должно происходить в игровом режиме, базироваться на разных интересах детей. Совершенно естественно должны быть разрешимые конфликты и поправимые неудачи.
В статье много общих мест, напрашиваются примеры из жизни.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Знаете, Сергей, я бы сказал, что надо, наоборот, вспомнить, что такое «воспитание» на самом деле, понять его суть — «ВОС-ПИТАНИЕ». Вспомните хотя бы слова «воссоздание», «возрождение», «восхождение».
«ВОСПИТАНИЕ» — это питание по восходящей, в стремлении к высшему уровню главных составляющих человека — тела, мыслей и чувств. Воспитание такое способствует дальнейшему полноценному развитию и совершенствованию человека.
При этом невозможно, просто невозможно воспитать в другом всё то, что не проявлено в самом. Можно показывать картинки груш и яблок в книге, но ведь от них сытней не станет.
Поэтому и воспитание... вы только вдумайтесь в суть слова.
А есть ещё такое замечательное слово «ВОЗДУХ».
1 Ответить
Виталий Ростовцев, пример на слуху: когда грубо начинают "воспитывать " не курить, должного эффекта не получается. Воспитание - тонкая материя, начинается с подбора пары родителей. Вы как аналитик социальных и семейных отношений объясните вал разводов, достигающих фифти-фифти.И это при супер-осведомлённости о всех тайнах и нюансах грядущих отношений, шагающих по марш Мендельсона.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Я за то, что воспитание должно начинаться с самовоспитания, именно в том смысле, который отражает суть слова.
Когда дело доходит до создания семьи, то тут один лишь афоризм о многом скажет: "Нельзя найти счастье в браке, если вы не принесёте его с собой." Условности и ритуалы по-настоящему людей и не объединяют. Стремления каждого определяют жизнь и будущее всей семьи. А за стремления свои все люди сами отвечают.
И важно самому понять, что помешало вдруг счастливую семью создать. Иначе так и будут люди ждать хороших объяснений от других и оправданий. А толку что от этих ожиданий - ведь люди выбор делают сами собой - от чувств, от мыслей, представлений, убеждений... они-то и определяют выбор их и будущую жизнь.
А по большому счёту, условия и образ жизни, что многие люди пока выбирают, им просто напросто не позволяют сохранить любовь, и в суете им некогда почувствовать, понять, что нужно каждому и всей семье для счастья.
0 Ответить