Они и сами редко проявляли инициативу в этом, отчасти потому, что к ней их так же редко побуждали, частично же из-за того, что дети сами неспособными себя считали хоть сколь-нибудь существенно влиять на жизнь, не видя способов и не пытаясь их искать. К тому же, мало кто из взрослых им задавал серьёзные вопросы и верил в то, что именно они сумеют верное решение найти.
Чтобы изменить такое положение дел, должны быть приняты меры и в сфере общего образования для раскрытия и развития творческого потенциала детей в направлении общественной деятельности.
Для этого проводятся собрания и занятия, на которых совместно со школьниками или ими самими разрабатываются и развиваются региональные и федеральные проекты в разных областях — экологии, творчества, сфере социальных отношений. Организуется и поддерживается взаимодействие с другими учебными заведениями всех уровней — от дошкольных до высших. Причём обязательно должно быть налажено взаимодействие с интернатами и детскими домами, нужно сделать так, чтобы стали устраиваться совместные встречи и обсуждения проектов при взаимном интересе к ним, и поддерживать такой интерес.
Значимость развития в направлении общественной деятельности будет заключаться в следующем.
Позволит находить применение своим навыкам, умениям и интересам для решения реальных жизненных задач.
Позволит соизмерять свои знания, силы и способности с реальными потребностями и условиями жизни; в результате можно будет сделать заключение о действительной ценности тех или иных своих знаний и принять решение о том, какие ещё знания необходимо получить, какие свои качества нужно укрепить, какие способности развить и как всё это лучше применить.
Создаст условия, в которых особенно ценной окажется командная работа, когда важно объединять интересы нескольких людей, находить подходящее применение их талантам и увлечениям, задействовать мыслительные, творческие, физические силы для общего дела, что поможет в итоге сдружить, сплотить людей с разными интересами, потому что для реализации больших и значимых проектов понадобится поддержка многих людей, владеющих разными навыками.
Поможет наладить связи между детьми разного возраста (помощь дошкольников и студентов для каких-то проектов тоже может пойти на пользу) и разного социального положения (поэтому взаимодействие с интернатами и детскими домами является основополагающим) — важно, чтобы дети почувствовали ценность друг друга и ощутили свою личную значимость, независимо от нынешнего социального положения. Тем более, когда в обществе ещё сохраняется и поддерживается образ «детдомовца» или «ребёнка из интерната» как неблагополучного, обделённого, неполноценного, вызывающего жалость и требующего опеки с чьей-то стороны, что оказывает негативное влияние и на самих этих детей, и на тех, кто поддерживает такие представления о них. Со временем, а также благодаря взаимодействию детей в направлении общественной деятельности, этот образ будет слабеть и заменится новым образом самодостаточного, инициативного, добросовестного, ответственного, внимательного и чуткого человека, потому что он будет наравне со всеми участвовать в общественной жизни и стремиться её улучшить, проявляя и развивая свои способности.
Даст возможность понять, как устроена жизнь в современном обществе, как строятся отношения в нём, как можно наладить связь с Администрацией, местными органами власти и общественными объединениями для решения важных вопросов по проекту; а весь этот опыт поможет выявить слабые стороны и побудит найти способы для их устранения, что пойдёт на пользу всем.
Кстати сказать, это направление уже развивается — отчасти как элемент внеурочной деятельности в системе общего образования, а отчасти и на региональном, и даже федеральном, уровне с привлечением как административных, так и общественных ресурсов.
В 2009 году у нас в городе (Челябинск) на базе одного университета был организован конкурс среди школьников 9−11 классов по проектному управлению «PMCup». В первый раз участвовало не так много школ, и в основном, городские. В 2011 году губернатором области было подписано постановление об учреждении ежегодного Кубка по проектному управлению «PMCup», и к участию подключились школы со всей области (свыше 60). Конкурс проходит в несколько этапов, в течение 6 месяцев, и по итогам присуждаются денежные премии, а проекты ребят рассматриваются для дальнейшей реализации, причём охватывают они разные сферы жизни.
В одном из университетов который год проводится мероприятие с элементами деловой игры для студентов направлений журналистики и массовых коммуникаций, а также школьных команд. В его рамках ребята готовят материал на социально значимые темы, проникаются ими сами, а по итогам (по крайней мере, в этом году) предполагается и публикация их работ в реальных СМИ, а это привлечение внимания и широкой общественности. Мало того, что в ходе подготовки и проведения мероприятия налаживается взаимодействие молодёжи (студентов и школьников) между собой, так участие старшего поколения и его поддержка оказываются ещё более значимыми — это и официальные лица из госструктур, и представители компаний-партнёров, и организаторы, и те же СМИ.
Неправительственный экологический фонд им.
Я уверен, действий в направлении развития общественной деятельности предпринимается немало, и их будет намного больше, а вот информации об этом недостаточно, либо преподносится она «как бы между прочим». А ведь здесь налаживается настоящее социальное партнёрство, взаимодействие на всех уровнях, людей всех возрастов и с разными интересами — в едином стремлении преобразить облик страны, приложить совместные усилия и укрепить связь между поколениями.
Так пускай этого будет больше и пусть об этом знают!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...