Однако специалисты относят к великим цивилизациям региона ещё одну — цивилизацию чибча-муисков. Она занимает четвёртое место в своеобразном историческом рейтинге континента.
Цивилизация чибча-муисков сложилась на высокогорном плато Восточных Кордильер. Ныне это территория современной Колумбии. Кроме того, культура этой народности оказала заметное влияние на Панаму, а также часть Эквадора.
Почему о чибча-муисках упоминается гораздо реже, чем о майя или ацтеках? Ответ прост: не было у первых письменности и большого количества монументальных скульптурных изображений, как, допустим, в случае с мексиканскими цивилизациями. Однако по ряду находок, дошедших до нашего времени, можно составить некоторое представление об этой интересной культуре.
Установлено, что среди чибча-муисков существовали мастера, изготавливавшие удивительные поделки из золота. Были среди них и оригинальные гончары, создававшие выразительные сосуды-скульптуры. Добились успехов чибча-муиски и в обработке камня.
После тщательного изучения специалистами в 1976 году усилиями властей и научной общественности состоялось открытие монументального памятника «Буритака 200», по-другому «Потерянный рай». Здесь, в старинном индейском поселении, местный камень являлся главным строительным материалом. Из него индейцы возводили жилища, лестницы, заборы, мосты и башни. Этим же камнем покрывали дороги и что-то вроде тротуаров.
Кроме этого масштабного памятника, индейцы использовали камень при организации жертвенников и святилищ. Местная знать и богатые люди выделялись среди прочих с помощью красивых колье, для которых добывали кварц, сердолик и жадеит, в меньших количествах — изумруды.
Чибча-муиски, как и многие их соседи, демонстрировали хорошие результаты в области обработки почвы. Террасное земледелие и искусственное орошение являлось для них делом привычным, что позволяло получать замечательные результаты и заниматься торговлей. У этой культуры для этого были в обороте золотые диски, игравшие роль денег.
С учётом того факта, что чибча-муиски не оставили после себя письменности, выглядит немного странно и то, что основы математики им всё же были знакомы. Впрочем, деньги в те времена с успехом заменяли также соль и те самые изумруды, которые приходилось добывать с определённым трудом.
Складывавшиеся в это время небольшие государства были деспотиями, то есть правитель обладал абсолютной властью, и она переходила по наследству. Интересно, что новым правителем по местным законам становился старший сын сестры умершего вождя. Если же эта родственная ветвь отсутствовала, то властные полномочия переходили к его брату.
Чибча-муиски, сами о том не ведая, оставили после себя один из забавнейших исторических мифов. Речь идёт о процедуре «престолонаследия» вождя большого племени, обитавшего некогда в районе озера Гуатавита.
Согласно легенде, местный правитель ежегодно отмечал своё провозглашение вождём, покрывая тело мелким золотым порошком. В принципе, так могло быть в действительности. Отсюда произошло название «Эльдорадо», что значит — позолоченный.
Естественно, со временем действительность исказилась, обросла новыми подробностями, и всё это способствовало тому, что теперь пришлые европейцы всерьёз поверили в существование несметно богатой страны Эльдорадо. Мало того, что поверили, так ведь потратили на её поиски огромное количество ресурсов!
Но вернёмся к нашим индейцам. Они, как и многие другие народы, верили в загробную жизнь. В связи с этим способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.
Бедняков хоронили в общих могилах, обычно — сидящими и держащими друг друга за руки. С особым уважением относились к погибшим в бою. А вот захоронения тех, кто скончался от укуса змеи, обозначали специальным крестом. Кроме того, было принято в свежее захоронение класть продукты, необходимые для продолжительных посмертных странствий. Также в могилу определяли фигурки тех богов, которых погибший (умерший) при жизни более всего чтил.
Установлено, что чибча-муиски поклонялись лесу и считали большим преступлением нанесение ему вреда, пусть даже и небольшого. Индейцы даже уверяли, что, проходя мимо куста, дерева, цветка, скалы, они ощущают их боль и внутренний шёпот. Такие места очень скоро становились священными, и люди могли приходить сюда вновь и вновь. И этому бережному и священному отношению к природе нам, ныне живущим, пожалуй, стоит у индейцев поучиться…
В истории Латинской Америки много интересного.
Спасибо за внимание к моим заметкам.
С уважением, Максим.
0 Ответить
Совершенно новая информация!
Большая редкость здесь.
Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо за интересную познавательную статью!
0 Ответить
Ксения Печий, сам удивился, когда стал изучать историю Латинской Америки благодаря перуанцам, регулярно посещающим Воронеж с концертами.
0 Ответить