Максим Мищенко Грандмастер

Цивилизация чибча-муисков: что о ней известно?

Известно, что до начала активного освоения огромных пространств Латинской Америки европейцами здесь существовали как минимум три цивилизации: майя, ацтеков и инков. Изучены они достаточно хорошо, к тому же, немалую роль в этом сыграли хорошо сохранившиеся артефакты тех лет. Строения всякие, города, жертвенники, письменные документы.

Золотой плот чибча Andrew Bertram commons.wikimedia.org

Однако специалисты относят к великим цивилизациям региона ещё одну — цивилизацию чибча-муисков. Она занимает четвёртое место в своеобразном историческом рейтинге континента.

Цивилизация чибча-муисков сложилась на высокогорном плато Восточных Кордильер. Ныне это — территория современной Колумбии. Кроме того, культура этой народности оказала заметное влияние на Панаму, а также часть Эквадора.

Почему о чибча-муисках упоминается гораздо реже, чем о майя или ацтеках? Ответ прост — не было у первых письменности и большого количества монументальных скульптурных изображений, как, допустим, в случае с мексиканскими цивилизациями. Однако по ряду находок, дошедших до нашего времени, можно составить некоторое представление об этой интересной культуре.

Установлено, что среди чибча-муисков существовали мастера, изготавливавшие удивительные поделки из золота. Были среди них и оригинальные гончары, создававшие выразительные сосуды-скульптуры. Добились успехов чибча-муиски и в обработке камня. После тщательного изучения специалистами в 1976 году усилиями властей и научной общественности состоялось открытие монументального памятника «Буритака 200», по-другому «Потерянный рай». Здесь, в старинном индейском поселении, местный камень являлся главным строительным материалом. Из него индейцы возводили жилища, лестницы, заборы, мосты и башни. Этим же камнем покрывали дороги и что-то вроде тротуаров.

Кроме этого масштабного памятника, индейцы использовали камень при организации жертвенников и святилищ. Местная знать и богатые люди выделялись среди прочих с помощью красивых колье, для которых добывали кварц, сердолик и жадеит, в меньших количествах — изумруды.

Чибча-муиски, как и многие их соседи, демонстрировали хорошие результаты в области обработки почвы. Террасное земледелие и искусственное орошение являлось для них делом привычным, что позволяло получать замечательные результаты и заниматься торговлей. У этой культуры для этого были в обороте золотые диски, игравшие роль денег. С учётом того факта, что чибча-муиски не оставили после себя письменности, выглядит немного странно и то, что основы математики им всё же были знакомы. Впрочем, деньги в те времена с успехом заменяли также соль и те самые изумруды, которые приходилось добывать с определённым трудом.

Складывавшиеся в это время небольшие государства были деспотиями, то есть правитель обладал абсолютной властью, и она переходила по наследству. Интересно, что новым правителем по местным законам становился старший сын сестры умершего вождя. Если же эта родственная ветвь отсутствовала, то властные полномочия переходили к его брату.

Чибча-муиски, сами о том не ведая, оставили после себя один из забавнейших исторических мифов. Речь идёт о процедуре «престолонаследия» вождя большого племени, обитавшего некогда в районе озера Гуатавита. Согласно легенде, местный правитель ежегодно отмечал своё провозглашение вождём, покрывая тело мелким золотым порошком. В принципе, так могло быть в действительности. Отсюда произошло название «Эльдорадо», что значит — позолоченный. Естественно, со временем действительность исказилась, обросла новыми подробностями, и всё это способствовало тому, что теперь пришлые европейцы всерьёз поверили в существование несметно богатой страны Эльдорадо. Мало того, что поверили, так ведь потратили на её поиски огромное количество ресурсов!

Но вернёмся к нашим индейцам. Они, как и многие другие народы, верили в загробную жизнь. В связи с этим способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.

Бедняков хоронили в общих могилах, обычно — сидящими и держащими друг друга за руки. С особым уважением относились к погибшим в бою. А вот захоронения тех, кто скончался от укуса змеи, обозначали специальным крестом. Кроме того, было принято в свежее захоронение класть продукты, необходимые для продолжительных посмертных странствий. Также в могилу определяли фигурки тех богов, которых погибший (умерший) при жизни более всего чтил.

Установлено, что чибча-муиски поклонялись лесу и считали большим преступлением нанесение ему вреда, пусть даже и небольшого. Индейцы даже уверяли, что проходя мимо куста, дерева, цветка, скалы, они ощущают их боль и внутренний шёпот. Такие места очень скоро становились священными, и люди могли приходить сюда вновь и вновь. И этому бережному и священному отношению к природе нам, ныне живущим, пожалуй, стоит у индейцев поучиться…

Обновлено 30.04.2016
Статья размещена на сайте 20.11.2013

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: