Марк Блау Грандмастер

Замок, церковь или мемориал? Церковь Святого Андрея в Иерусалиме

Израиль в современном мире считается динамично развивающейся страной. Даже порой слишком динамично. Здесь впервые в мире возникают многие проблемы. Здесь же эти проблемы успешно решаются, причем решение, как правило, вызывает недовольство «всего прогрессивного человечества».

Borya Galperin Shutterstock.com

Через несколько лет эти проблемы докатываются и до «прогрессивного человечества», которое решает их приблизительно теми же методами, которыми они решались в Израиле, а иногда и методами более топорными.

Живя в такой динамичной стране, трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад всем казалось: время в здешних краях застыло навсегда.

Накануне Рождества 1917 года британские войска, ведомые генералом Эдмундом Алленби (1861 — 1936) с боями подходили к Иерусалиму. Глазам британских солдат представала картина, знакомая им по рисункам, сделанным почти за восемьдесят лет до этого художником Дэвидом Робертсом (1794 — 1864). Город, окруженный белыми стенами, вокруг которого лежали выжженные солнцем холмы. Слишком мало времени прошло, чтобы здесь что-нибудь изменилось! Мало кто думал иначе.

Практически все население находилось на небольшой территории внутри стен Старого города. Город был сжат, словно стальная пружина в закрытой коробке.

С приходом британцев коробка раскрылась, город разжался, как пружина, и буквально за несколько лет превратился в столицу подмандатной Палестины. Кстати, та Палестина имеет к нынешней Палестинской автономии очень опосредствованное отношение.

Иерусалим стал столицей, и строили здесь, естественно, со столичным размахом и со столичными претензиями. Если, конечно, хватало денег. Строили всё: жилые здания, офисы, гостиницы. Например, именно в те годы была построена восхитительная гостиница «Палас», которая ныне возродилась как гостиница «Уолдорф-Астория».

Как раз в то время, в 1927—1930 годах, была построена шотландская церковь Святого Андрея. Церковь необычная как по внешнему виду, так и по назначению.

Снаружи она больше похожа на замок. У высокой колокольни — ровные стены, в которых проделано несколько узких окошек, напоминающих бойницы. На колокольне, рядом с крестом, развевается флаг. Много ли вы видели церквей, которые были бы украшены флагом?

Флаг — шотландский. Он голубой, с белым крестом Святого Андрея, и как бы является негативом русского военно-морского флага, белого с синим андреевским крестом.

Подобное сходство не случайно. Апостол Андрей — один из первых учеников Христа, за что его называют Первозванным. Ему выпало проповедовать учение Иисуса в северных странах. В те времена под северными странами разумели южный берег Черного моря. Но север — понятие относительное. Поэтому в позднейших преданиях появились рассказы о проповеди Святого Андрея даже в Киеве. Согласно этой легенде апостол благословил днепровские кручи и стал первым крестителем Руси. Шотландскому сердцу близка иная легенда, о том, что Святой Андрей благословил их северный горный край и был первым крестителем Шотландии.

Место для церкви выбрано первоклассное: на высоком холме напротив Сионской горы. Внизу — долина Бен-Геном, в которой во времена Иисуса, и даже раньше, сжигали городской мусор и где постоянно горел огонь. Потому нам эта долина известна под названием «Геенна огненная». Кроме долины отсюда видна Иудейская пустыня, Моавские горы (это уже в Иордании) и Мертвое море.

Архитектура, как уже было сказано, у церкви нестандартная. Шотландская церковь выстроена в модном в 1920-е годы интернациональном стиле «Баухауз» (в СССР его чаще называли «конструктивизм»). Однако новейший стиль не бьет в глаза. У города Иерусалима — привередливый характер, интернациональный стиль здесь внедряли достаточно осторожно. Но результат впечатляет. Церковь Святого Андрея можно назвать вершиной творчества английского архитектора Клиффорда Холлидея (1897 — 1960). Холлидей оставил свой след во многих городах Ближнего Востока. Например, по его проекту построили величественный железнодорожный вокзал в Багдаде. Он разработал план развития Иерусалима на 1930−1944 годы. По его планам застраивались Нетания и Хайфа.

Клиффорд Холлидей, проектируя здание церкви Святого Андрея, очень удачно соединил в ней западный и восточный стили. Высокая башня колокольни, похожая на донжон шотландского рыцарского замка, а над удлиненными параллелепипедами молельного зала возведены восточные купола. Круглые конструктивистские окна не режут глаз своей современностью благодаря витражам. Рядом пристроена скромная гостиница для паломников, тоже построенная в стиле «баухауз», но прекрасно гармонирующая со зданием церкви.

Еще одна маленькая хитрость К. Холлидея. Церковь была облицована специальным сортом известняка, который на открытом воздухе быстро темнеет. Колокольня через несколько лет перестала быть ярко-белой и еще больше стала походить на старинные замки Шотландии.

Шотландцы — протестанты пресвитерианского направления. В шотландской церкви отсутствует иерархия. Все церковные дела решаются советом пресвитеров-старейшин. Пресвитеры, а также главы общин (у католиков они называются епископами) выбираются верующими, а не назначаются. Убранство протестантских церквей очень скромное.

В церкви Святого Андрея в Иерусалиме эта скромность несколько нарушена. Дело в том, что церковь служит мемориалом британским солдатам, которые пали в годы Первой мировой войны в боях в Палестине. Идею воздвигнуть подобный памятник-церковь павшим выдвинул один из пресвитеров, Ниниан Хилл (1869−1946). Хилл не только занимался сбором средств на возведение церкви, но стал ее первым священником. Прах Н. Хилла захоронен здесь же, в стене церкви.

Частью мемориала являются шотландский и британский флаги, а также таблички, которые прикреплены к спинкам скамеек. На табличках — названия полков, где воевали павшие, а также их родных городов и сельских районов Шотландии.

Перед амвоном, с которого читаются молитвы, в пол замурована медная табличка в память о короле Роберте I Брюсе Шотландском. Этот король возглавил восстание шотландцев против англичан в конце 13-го — начале 14-го века. Он завещал похоронить свое сердце в Иерусалиме. Однако, в силу объективных причин, воля Роберта выполнена не была.

Амвон и пол вокруг облицованы светло-зеленым мрамором, привезенным из Шотландии.

До эвакуации британских войск в 1948 году в церкви всегда было много прихожан, шотландцев и англичан. Солдаты и офицеры приходили сюда не только молиться, но и отдыхать в залах и в библиотеке гостиницы, прилегающей к церкви.

Но после 1948 года прихожан в церкви почти не стало. Более того, церковь оказалась как раз на линии размежевания израильских и иорданских войск. Случалось, что здесь молился только священник. Сейчас сюда можно прийти свободно. Прийти и получить массу удовольствия.

Обновлено 9.11.2018
Статья размещена на сайте 22.11.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: