Владимир  Жестков Грандмастер

Чем знаменита бухта Тихая? На заброшенной полярной станции. Часть 1

Лето 1879 года оказалось достаточно теплым, край вечных льдов ушел немного северней и голландский исследовательский корабль «Виллем Беринг», занятый проведением гидрологических работ в море, названном так же и как сам корабль — в честь великого голландского полярного мореплавателя, не торопясь подошел к новому, еще никому не известному острову.

Командир корабля де Брюйне назвал его в честь английского ботаника и полярного исследователя Джозефа Гукера, члена-корреспондента Российской Академии наук, так что почти нашего ученого.

Прошло около 35 лет, и у берегов этого острова в незамерзающей бухте остановилась на зимовку экспедиция Георгия Седова на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока». Тихим ясным днем 19 сентября 1913 года Георгий Седов и назвал бухту «Тихой».

К 1926 году сложилась странная ситуация — официально архипелаг Земля Франца-Иосифа ни одному государству не принадлежал, но правительство Канады объявило, что все острова, находящиеся близ канадских берегов, являются частью канадской территории. Чтобы защитить приоритет Советского государства и обезопасить северные границы страны, 15 апреля 1926 года постановлением Советского правительства Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР.

В 1929 году «красный» академик Отто Шмидт возглавил экспедицию в Арктику. Цель экспедиции — достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. 30 августа Шмидт укрепил на мачте советский флаг, изготовленный из железа, и сказал на митинге: «Объявляю Землю Франца-Иосифа территорией СССР». С этого же дня начала работу полярная станция «Бухта Тихая», проработавшая до 1957 года. Станцию под руководством Ивана Дмитриевича Папанина организовали на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

В те же годы в районе бухты Тихая была построена самая северная на то время (80°20' северной широты) железная дорога, соединявшая ангары полярной станции «Бухта Тихая» с побережьем. Она использовалась для транспортировки гидросамолетов из моря в ангары.

С 1929 года и до настоящего времени архипелаг Земля Франца-Иосифа административно входит в состав Архангельской области.

В 1937 году в бухте Тихая была построена арктическая обсерватория. Её первым руководителем стал все тот же Иван Дмитриевич Папанин, возглавивший через год первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Закрыли станцию летом 1957 г. в связи с «нерепрезентативностью метеорологических наблюдений» и перевели ее на остров Хейса, лежащий ста километрами северо-восточнее.

До недавнего времени все арктические территории России были закрыты для свободного посещения, и лишь после 1990 года их открыли для российских и иностранных туристов.

Во время нашего посещения бухты Тихой на берегу работала экспедиция из Архангельска, четверо ребят, сотрудников заповедника «Русская Арктика», приехали на тройку месяцев с целью подготовки территории Федерального заказника «Земля Франца-Иосифа» к капитальной уборке.

В апреле 2010 года премьер-министр России В. В. Путин посетил ЗФИ, где его поразило огромное количество мусора, в основном в виде ржавых бочек, не только пустых из-под горючего, но и немереное количество заполненных этими самыми горюче-смазочными… Так вот тогда Путин заявил, что «гигантскую помойку в Арктике необходимо ликвидировать в ближайшее время…»

Невероятно, но это время наступило. Авангард мы встретили в бухте Тихой, а когда наше путешествие завершалось, Путин, уже как президент страны, «в ходе рабочей поездки в Архангельскую область пообщался с участниками предстоящей экологической экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Встреча прошла в порту Архангельска на причале, у которого пришвартованы суда экспедиции. Главной целью экспедиции является очистка островов архипелага от мусора, который накапливался там с 30-х по 90-е годы. В начале августа из Архангельска на остров Земля Александры выйдут теплоход „Поларис“ с основным составом экспедиции (90 человек) и сухогруз „Технолог Конюхов“ с производственным оборудованием и техникой. Предполагается, что на островах будут развернуты цеха по очистке и прессованию бочек из-под топлива, переработке металлолома, утилизации других отходов. Отходы будут накапливаться на специально оборудованных площадках и в сентябре-октябре вывозиться на большую землю. Работы продлятся до конца октября, а в следующем году будут продолжены на островах Греэм-Белл, Хейса и Рудольфа. Планируется, что будет ликвидировано около 8 тысяч тонн отходов, в том числе 70 тысяч бочек и около 3 тысяч тонн горюче-смазочных материалов. Стоимость работ оценивается в 637 миллионов рублей».

Такую вот информацию я позаимствовал из новостного портала «Око планеты» от 30 июля 2012 года. Дай бог, чтобы все произошло именно так и не превратилось в безвозвратное уничтожение исторических объектов, принятых за мусор, как это происходило на Курилах, во время нашего путешествия по востоку страны.

Четверка архангелогородцев оказалась с небольшим «довеском» — добровольной помощницей из Германии. Научная фрау, совершив круизное туристическое путешествие в 2011 году с посещением ЗФИ, настолько влюбилась в арктические просторы, что через год добилась российской визы, разрешения на посещение Заполярья, нашла возможность и попутчиков — и вот она уже на острове Гукера в бухте Тихая. Дама доставила неудобства мужскому коллективу, заняв большую комнату и оставив их четверых в небольшом закутке типа «пенал», но облагородила мужскую компанию. К сожалению ребят, фрау-мадам должна была покинуть острова уже в августе.

Встречала нас также табличка, призванная охранять эту заповедную территорию от вандализма, при виде которой невольно замедляешь шаг и начинаешь внимательней смотреть себе под ноги, чтобы не наступить на какую-нибудь реликвию давних времен. Казалось бы, формальная табличка, но ведь действует.

Продолжение следует…

Обновлено 4.06.2014
Статья размещена на сайте 25.05.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: