Так вот, справа от железнодорожного вокзала — получается, между ним и чуть убежавшим вперед автобусным, стоит памятник — паровоз серии ФД, серийный номер 20−2697. Поэтому, казалось бы, ответ как на первый, так и на второй вопрос, вынесенный в заголовок статьи, — элементарен. Чего тут думать?! На привокзальной площади Кургана стоит памятник советскому магистральному паровозу серии ФД № 20−2697, изготовленному в 1939 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции (бывший завод Густава Гартмана).
Так-то оно так. Да не совсем. Если посмотреть на памятник со стороны автовокзала, то на его тендере можно увидеть золотую звезду Героя и под ней мемориальную табличку. Поднимемся по ступенькам на пьедестал, подойдем поближе к паровозу и прочитаем — что на ней? «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. о присвоении звания „Героя Социалистического труда“ машинисту паровоза Блинову И. П.».
После начала Великой Отечественной, несмотря на стремительное продвижение немецко-фашистских войск вглубь страны, большую часть паровозов ФД удалось эвакуировать за Урал. Причем не только те, что уже работали на самых разных железных дорогах, но и ещё находящиеся в процессе изготовления. Четыре таких паровоза поступили на паровозо-ремонтный завод в Улан-Удэ. Поэтому подавляющая часть из всех 3213 паровозов серии ФД, построенных за период с 1931 по 1942 год, была изготовлена в Луганске, и только вот эти, четыре эвакуированных, числятся за Улан-Удэнским паровозо-ремонтным.
Естественно, что на восток поезда уходили под бомбежками и обстрелами. Поэтому многие из эвакуированных локомотивов, в той или иной степени, нуждались в ремонте. Восстанавливали поврежденные паровозы уже в локомотивных депо Южного Урала и Сибири. А после восстановления их запускали в работу.
ФД был не просто одним из самых мощных серийных советских паровозов. Среди всех магистральных грузовых локомотивов он имел самую высокую силу тяги. Вместе с паровозами на восток «ушла» и оборонная промышленность. В то время как основной потребитель её продукции (фронт) остался на западе, за Уралом. Соответственно, перед транспортниками встала задача — перебросить вооружение, боеприпасы и иные военные грузы с востока на запад. Быстрее. И как можно больше.
Поэтому инициатива, которую изначально озвучил курганский машинист Иван Блинов — полное использование возможностей ФД по вождению тяжеловесных составов при одновременной экономии топлива и увеличении коммерческой скорости, — была подхвачена всеми локомотивными бригадами, водившими поезда этой серии. И через Урал, на восток, пошли эшелоны общей массой 4−5 тысяч тонн. При норме в 2−2,5 раза меньше! Благодаря инициативе Блинова только в 1943 году по одной Южно-Уральской железной дороге на восток ушло 9 тыс. тяжеловесных составов. Было перевезено 7 миллионов (!) тонн грузов.
И хотя первым тяжеловесный состав через Урал провел златоустовский машинист М. Куприянов, учитывая важность почина Ивана Блинова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Обратите внимание — Героя Труда. И это — в военное время. Указ-то… От 5 ноября 1943 г.
Но этот памятник — не только конкретному паровозу и конкретному машинисту, который когда-то водил его по стальным магистралям Южно-Уральской дороги.
Обратите внимание: когда поднимаемся по невысокой лесенке на пьедестал, на котором установлен ФД20−2697, справа от неё — мемориальная табличка, продублированная на тендере паровоза со стороны железнодорожного вокзала. На ней надпись: «В честь самоотверженного труда курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и мирного строительства».
Получается, что у курганских вокзалов стоит памятник не только конкретному паровозу и его машинисту. Этот паровоз — в честь всех железнодорожников. И на мой взгляд, не только курганских. Ведь не просто так этот памятник установлен и открыт 1 августа 1980 г. Причем год, в данном случае, не столь и важен. Значимее день и месяц установки. Ведь с 1940 года все железнодорожники страны отмечают свой профессиональный праздник каждое первое воскресенье августа.
Все железнодорожники. Поэтому и памятник в Кургане — им всем. И всем 3213 паровозам серии ФД, вне зависимости от того, где их строили. В Ворошиловграде или в Улан-Уде.
ФД — Феликс Дзержинский. Своё имя паровоз получил благодаря ударной бригаде золотниковых тяг и маятников Ворошиловградского паровозостроительного завода (бригадир Шугаев), которая в октябре 1931 г., когда строительство первого паровоза серии близилось к завершению и встал опрос о том, как же его назвать, выдвинула именно это предложение — дать локомотивам серии имя «одного из лучших наркомов путей сообщения, верного часового пролетарской страны, железного Феликса Дзержинского».
Интересное это было время. Время, когда страна создавала свою промышленность. И под неё сама же строила свои первые паровозы. Которые во многом опередили даже то во всех отношениях стремительное время, а вместе с ним и технические возможности железных дорог того периода. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Обстоятельно и подробно. А сейчас…
Мы ведь ещё не полностью ответили на вторую составляющую вопроса, что в заголовке — «кому?». Поэтому снова вернемся к курганскому памятнику. И внимательно посмотрим на него со стороны железнодорожного вокзала. Вот, у тендера, левее мемориальной дощечки «В честь самоотверженного труда»… Видите? Высокий стилизованный бетонный километровый столбик с цифрой «354». Почему именно она — поясняют табличка чуть ниже её, на которой схема железнодорожной линии Миасс-Курган-Владивосток, и вертикальная надпись по самому столбику: сверху вниз, красными буквами — «Транссиб». А помимо этого, на схеме, у названий городов, — тоже цифры: «Курган — 354 км», «Владивосток — 7112 км».
Соответственно, получается, что памятник у двух курганских вокзалов не просто конкретному паровозу ФД20−2697 и его машинисту — Герою Социалистического Труда Ивану Блинову. И не только всем советским (российским) железнодорожникам, равно как и обезличенному магистральному грузовому паровозу серии ФД. Это ещё и памятник одной из станций Транссибирской магистрали. Той самой, что лежит на её 354-м километре. Памятник станции Курган.
Вот такой многоликий и разноплановый памятник был установлен 1 августа 1980 г. на одной из площадей города Курган, неподалеку от его железнодорожного и автобусного вокзалов. Он и сейчас там стоит. Но благодаря моим курганским друзьям, для того чтобы увидеть его воочию, не обязательно ехать за Урал.
В г.Узловая Тульской области тоже рядом с ж/д вокзалом стоит паровоз. По-моему, клон курганского. С аналогичным текстом на табличке. Однако, традиция...
Я фотографировалась на его фоне, к сожалению, затерялась, поэтому нашла в инете
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Да, Елена, Вы правы. На станции Узловая, Тульской области, стоит однотипный с курганским паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). На Узловой установлен паровоз ФД20-1535. Цифра 20 после литер обозначении серии, обозначает нагрузку на ось паровоза (20 тс). Были ещё паровозы ФД21. Их выпускали с 1940 г. и успели сделать 286 паровозов ФД этой модификации (из общего количества 3213 паровозов ФД, изготовленных в 1931-42 гг.). Вторая цифра (1535) - это порядковый номер паровоза этой серии. Если учесть общее количество паровозов серии, то 1535-й изготовлен где-то посредине, между 1931-м и 1942-м годами. А точно - в 1937 г. на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции (на ВЗОРе).
1 Ответить
Молодец, Константин, умеете на основе нескольких фотографий написать хорошую познавательную статью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня, Владимир, почему-то именно так - мне значительно легче писать, когда перед глазами есть визуальная картинка.
Спасибо за Ваш отзыв!
1 Ответить
Я раньше постоянно раз в год ездил на поезде "Москва-Караганда" через Курган. Обычно всегда мой вагон останавливался у этого паровоза или рядом. Стоянка была полчаса и можно было возле него погулять. Пассажиры выходили на перрон и я тоже, а потом шёл к паровозу и осматривал его, как-будто каждый год что-то должно было в нём измениться. Видно было, что за ним смотрят. Всегда покрашенный и ухоженный, без ржавчины.
1 Ответить
У меня, Ильгиз, вообще сложилось такое впечатление, что кто-кто, а железнодорожники относятся к своим памятникам достаточно бережно. Сколько не видел памятников паровозам (Серии Э в Воркуте, Петрозаводске, Медвежьегорске, серии Л в Котласе и Микуни) везде они в хорошем состоянии и видно, что за ними присматривают.
1 Ответить