Константин Кучер Грандмастер

Курган. Что за памятник установлен у двух вокзалов?

Почему у двух? Ну, тут всё просто. Железнодорожный и автовокзал в Кургане — рядышком, в двух шагах друг от друга. Если первый оставлять по правую руку, то второй будет прямо перед нами, надо только немного пройти вперед.

Памятник установлен неподалеку от двух курганских вокзалов И. Иванов, личный архив

Так вот, справа от железнодорожного вокзала — получается, между ним и чуть убежавшим вперед автобусным, стоит памятник — паровоз серии ФД, серийный номер 20−2697. Поэтому, казалось бы, ответ как на первый, так и на второй вопрос, вынесенный в заголовок статьи, — элементарен. Чего тут думать?! На привокзальной площади Кургана стоит памятник советскому магистральному паровозу серии ФД № 20−2697, изготовленному в 1939 г. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции (бывший завод Густава Гартмана).

Так-то оно так. Да не совсем. Если посмотреть на памятник со стороны автовокзала, то на его тендере можно увидеть золотую звезду Героя и под ней мемориальную табличку. Поднимемся по ступенькам на пьедестал, подойдем поближе к паровозу и прочитаем — что на ней? «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. о присвоении звания „Героя Социалистического труда“ машинисту паровоза Блинову И. П.».

После начала Великой Отечественной, несмотря на стремительное продвижение немецко-фашистских войск вглубь страны, большую часть паровозов ФД удалось эвакуировать за Урал. Причем не только те, что уже работали на самых разных железных дорогах, но и ещё находящиеся в процессе изготовления. Четыре таких паровоза поступили на паровозо-ремонтный завод в Улан-Удэ. Поэтому подавляющая часть из всех 3213 паровозов серии ФД, построенных за период с 1931 по 1942 год, была изготовлена в Луганске, и только вот эти, четыре эвакуированных, числятся за Улан-Удэнским паровозо-ремонтным.

Естественно, что на восток поезда уходили под бомбежками и обстрелами. Поэтому многие из эвакуированных локомотивов, в той или иной степени, нуждались в ремонте. Восстанавливали поврежденные паровозы уже в локомотивных депо Южного Урала и Сибири. А после восстановления их запускали в работу.

ФД был не просто одним из самых мощных серийных советских паровозов. Среди всех магистральных грузовых локомотивов он имел самую высокую силу тяги. Вместе с паровозами на восток «ушла» и оборонная промышленность. В то время как основной потребитель её продукции (фронт) остался на западе, за Уралом. Соответственно, перед транспортниками встала задача — перебросить вооружение, боеприпасы и иные военные грузы с востока на запад. Быстрее. И как можно больше.

Поэтому инициатива, которую изначально озвучил курганский машинист Иван Блинов — полное использование возможностей ФД по вождению тяжеловесных составов при одновременной экономии топлива и увеличении коммерческой скорости, — была подхвачена всеми локомотивными бригадами, водившими поезда этой серии. И через Урал, на восток, пошли эшелоны общей массой 4−5 тысяч тонн. При норме в 2−2,5 раза меньше! Благодаря инициативе Блинова только в 1943 году по одной Южно-Уральской железной дороге на восток ушло 9 тыс. тяжеловесных составов. Было перевезено 7 миллионов (!) тонн грузов.

И хотя первым тяжеловесный состав через Урал провел златоустовский машинист М. Куприянов, учитывая важность почина Ивана Блинова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Обратите внимание — Героя Труда. И это — в военное время. Указ-то… От 5 ноября 1943 г.

Но этот памятник — не только конкретному паровозу и конкретному машинисту, который когда-то водил его по стальным магистралям Южно-Уральской дороги.

Обратите внимание: когда поднимаемся по невысокой лесенке на пьедестал, на котором установлен ФД20−2697, справа от неё — мемориальная табличка, продублированная на тендере паровоза со стороны железнодорожного вокзала. На ней надпись: «В честь самоотверженного труда курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и мирного строительства».

Получается, что у курганских вокзалов стоит памятник не только конкретному паровозу и его машинисту. Этот паровоз — в честь всех железнодорожников. И на мой взгляд, не только курганских. Ведь не просто так этот памятник установлен и открыт 1 августа 1980 г. Причем год, в данном случае, не столь и важен. Значимее день и месяц установки. Ведь с 1940 года все железнодорожники страны отмечают свой профессиональный праздник каждое первое воскресенье августа.

Все железнодорожники. Поэтому и памятник в Кургане — им всем. И всем 3213 паровозам серии ФД, вне зависимости от того, где их строили. В Ворошиловграде или в Улан-Уде.

ФД — Феликс Дзержинский. Своё имя паровоз получил благодаря ударной бригаде золотниковых тяг и маятников Ворошиловградского паровозостроительного завода (бригадир Шугаев), которая в октябре 1931 г., когда строительство первого паровоза серии близилось к завершению и встал опрос о том, как же его назвать, выдвинула именно это предложение — дать локомотивам серии имя «одного из лучших наркомов путей сообщения, верного часового пролетарской страны, железного Феликса Дзержинского».

Интересное это было время. Время, когда страна создавала свою промышленность. И под неё сама же строила свои первые паровозы. Которые во многом опередили даже то во всех отношениях стремительное время, а вместе с ним и технические возможности железных дорог того периода. Но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Обстоятельно и подробно. А сейчас…

Мы ведь ещё не полностью ответили на вторую составляющую вопроса, что в заголовке — «кому?». Поэтому снова вернемся к курганскому памятнику. И внимательно посмотрим на него со стороны железнодорожного вокзала. Вот, у тендера, левее мемориальной дощечки «В честь самоотверженного труда»… Видите? Высокий стилизованный бетонный километровый столбик с цифрой «354». Почему именно она — поясняют табличка чуть ниже её, на которой схема железнодорожной линии Миасс-Курган-Владивосток, и вертикальная надпись по самому столбику: сверху вниз, красными буквами — «Транссиб». А помимо этого, на схеме, у названий городов, — тоже цифры: «Курган — 354 км», «Владивосток — 7112 км».

Соответственно, получается, что памятник у двух курганских вокзалов не просто конкретному паровозу ФД20−2697 и его машинисту — Герою Социалистического Труда Ивану Блинову. И не только всем советским (российским) железнодорожникам, равно как и обезличенному магистральному грузовому паровозу серии ФД. Это ещё и памятник одной из станций Транссибирской магистрали. Той самой, что лежит на её 354-м километре. Памятник станции Курган.

Вот такой многоликий и разноплановый памятник был установлен 1 августа 1980 г. на одной из площадей города Курган, неподалеку от его железнодорожного и автобусного вокзалов. Он и сейчас там стоит. Но благодаря моим курганским друзьям, для того чтобы увидеть его воочию, не обязательно ехать за Урал.

Обновлено 19.07.2014
Статья размещена на сайте 13.07.2014

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В г.Узловая Тульской области тоже рядом с ж/д вокзалом стоит паровоз. По-моему, клон курганского. С аналогичным текстом на табличке. Однако, традиция...
    Я фотографировалась на его фоне, к сожалению, затерялась, поэтому нашла в инете

    Оценка статьи: 5

    • Да, Елена, Вы правы. На станции Узловая, Тульской области, стоит однотипный с курганским паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). На Узловой установлен паровоз ФД20-1535. Цифра 20 после литер обозначении серии, обозначает нагрузку на ось паровоза (20 тс). Были ещё паровозы ФД21. Их выпускали с 1940 г. и успели сделать 286 паровозов ФД этой модификации (из общего количества 3213 паровозов ФД, изготовленных в 1931-42 гг.). Вторая цифра (1535) - это порядковый номер паровоза этой серии. Если учесть общее количество паровозов серии, то 1535-й изготовлен где-то посредине, между 1931-м и 1942-м годами. А точно - в 1937 г. на Ворошиловградском заводе им. Октябрьской революции (на ВЗОРе).

  • Молодец, Константин, умеете на основе нескольких фотографий написать хорошую познавательную статью

    Оценка статьи: 5

  • Я раньше постоянно раз в год ездил на поезде "Москва-Караганда" через Курган. Обычно всегда мой вагон останавливался у этого паровоза или рядом. Стоянка была полчаса и можно было возле него погулять. Пассажиры выходили на перрон и я тоже, а потом шёл к паровозу и осматривал его, как-будто каждый год что-то должно было в нём измениться. Видно было, что за ним смотрят. Всегда покрашенный и ухоженный, без ржавчины.

    • У меня, Ильгиз, вообще сложилось такое впечатление, что кто-кто, а железнодорожники относятся к своим памятникам достаточно бережно. Сколько не видел памятников паровозам (Серии Э в Воркуте, Петрозаводске, Медвежьегорске, серии Л в Котласе и Микуни) везде они в хорошем состоянии и видно, что за ними присматривают.