Марк Блау Грандмастер

Иерусалим. Где находится Русское подворье?

Любой, даже самый большой, город можно открыть для себя за один день. «Открыть для себя» — это не значит увидеть все. Это значит получить о городе адекватное и приятное впечатление, такое, чтобы потом хотелось в него вернуться. И даже если не будет следующей встречи, вспоминать то, единственное, свидание с радостью.

Если для встречи с Санкт-Петербургом, например, судьба выделила один день, не следует тратить его, этот день, на Эрмитаж. И при однодневной прогулке по Флоренции лучше сразу мысленно зачеркнуть и Музей Уфицци, и палаццо Пити. Не заглотить такой кусок! Ну, и не надо.

Иерусалим — город небольшой, но всякими достопримечательностями перенасыщенный. Наш «Эрмитаж» находится под открытым небом. Которое, к счастью, большую часть года голубое и солнечное. Это значит, ничто не помешает экскурсанту, если захочется, ненадолго уклониться от канонического музейного маршрута в какой-нибудь боковой зал, заглянуть за угол, чтобы увидеть там нечто интересное, неожиданное и — вполне возможно — то, что потом будет вспоминаться в первую очередь.

В Иерусалиме таких «боковых залов» и «углов» — тьма-тьмущая. Надо только знать, где они находятся. Одно из таких мест — Русское подворье. По пути к Старому городу стоит затратить минут сорок на осмотр этого прелестного уголка города нового.

Большинство гостей Иерусалима прибывают в столицу на автобусе. Возле центральной автобусной станции (на иврите она называется «Тахана меказит», а по-английски — «Central Station») можно сесть на трамвай, идущий к Старому городу, и через 20 минут выйти возле муниципалитета (остановка «Ирия», она же «City Hall»). Старый город, куда стремятся все туристы, отсюда совсем недалеко. Десять минут ходьбы до Яффских ворот.

Но не следует торопиться. Лучше немного помедлить и оглядеться. Потому что вы оказались в самом начале главной улицы Иерусалима, улицы Яффо.

Как свидетельствует название, здесь начиналась дорога на средиземноморский город и порт Яффо. Яффо — город очень старый, уже древние греки знали о его существовании и приставали здесь к берегу. Еще в 19-м веке из Иерусалима в Яффо добирались долгих два дня. Сейчас автобус идет до Тель-Авива минут сорок. Когда построят железную дорогу, это время сократится до 25 минут.

Дорога на Яффо — древняя, самой же улице чуть более 100 лет. В начале 20-го века город начал несмело выходить за стены Старого города. Появились жилые кварталы, которые напоминали крепости и своим видом, и предназначением. Несколько семей покупали в собственность земельный участок вдоль дороги на Яффо и застраивали его по периметру домами с толстыми стенами и без наружных окон. Внутри был общий двор и службы (например, конюшни, колодцы или цистерны для воды, куда зимой стекала дождевая вода). Вход во двор был один, с крепкими воротами. Он запирался на ночь, чтобы защитить дома от бродивших по округе отрядов грабителей из соседних мусульманских деревень. Крепость, как есть крепость! Благодаря этим кварталам-крепостям Иерусалим начал превращаться из средневекового города в город современный.

У трамвайной остановки находятся два дома, возведенные в 1900-м году. На замковом камне над окнами, если приглядеться, можно увидеть армянские буквы. Эти дома построил Армянский Иерусалимский патриархат. Они до сих пор принадлежат патриархату, сдаются различным организациям (в том числе Иерусалимскому муниципалитету) и приносят немалый доход хозяевам.

В 1918 году Иерусалим вдруг стал «столицей» британской подмандатной Палестины, и здесь просто в бешеном темпе началось строительство. Если немного пройти вдоль трамвайных путей назад по улице Яффо, можно увидеть два больших административных здания той эпохи. Это — здания бывшего Палестинского банка и почтамта, построенные по стандартам и по вкусам метрополии. Они не только функциональны, они задают «мелодию» застройки последующей части улицы. По западным стандартам, но с восточными изысками.

Но мы не пойдем вспять по улице Яффо, в ту сторону, откуда только что приехали. Наша цель — Русское подворье. То, что это подворье совсем недалеко, и то, что это подворье — Русское, можно увидеть по невысокому зданию, которое находится напротив бывшего банка. Здесь когда-то размещалась больница для русских паломников, построенная в псевдорусском стиле.

Русское подворье — большой участок земли. Он был куплен членами царской семьи и передан ими Русскому Палестинскому комитету, который потом превратился в Императорское Православное Палестинское Общество. Среди прочего эта организация помогала русским паломникам при их поездке в Святую Землю.

Почему землю покупали члены царской семьи? Потому что по законам Османской империи земля продавалась только частным лицам. А уж что дальше эти лица делали со своим приобретением — их дело.

В центре Русского подворья находится Троицкий собор. Он был построен в 1863 году. Освятили его, однако, только в ноябре 1872 года. Никакими архитектурными достоинствами этот храм не знаменит. Стандартное для многих русских церквей конца 19-го века здание в неовизантийском стиле. Производственное помещение!

В последних словах нет насмешки. Святотроицкий собор, действительно, работал, как говорится, на полную мощь. Паломников из России на Святую Землю приезжало много. До 1914 года Русское подворье никогда не пустовало. Здесь всегда проживало не менее тысячи человек. И все они регулярно посещали церковные службы в соборе. А для чего, спрашивается, приехали?

Кстати, паломники, люди, как правило, небогатые, добирались в Святую Землю с многочисленными приключениями, связанными в первую очередь с тем, что денег на дорогу у них не было. Поэтому многие подрабатывали по пути, многие побирались, чтобы купить в Одессе палубный билет на пароход до Александрии. А оттуда еще тоже нужно было добраться до Иерусалима!

Еще больше людей шли по суше, через турецкую границу и территорию Османской империи. Тоже изрядный переход — посмотрите по карте. Оказавшись в Иерусалиме почти без средств к существованию, они, как уже привыкли в пути, подрабатывали, чем могли. Кстати, многие оставались здесь, при церковных службах и монастырях. Проделать повторно тяжелый путь в родные края просто не было сил. Некоторые женщины выходили замуж.

Статья размещена на сайте 24.11.2014

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь, я уж лет 20 перестал думать, что кино "показывает правду". Кино с самого начала своего существования рассказывает сказки. Но меня (и все наше поколение) приучили к тому, что кино - зеркало реальности и приучили именно так смотреть на экран. Теперь смотрю туда редко, потому что показываемые сказки мне малоинтересны.

    А Питер - одна из загадок. Люди живут в музее, и для них это - нормальная жизнь. Тема для мультфильма.

    Вы знаете о том, что до ВОВ был план развития Ленинграда на юг, вдоль Московского шоссе с тем, чтобы превратить старый Петербург-Петроград в музейный район?

    • Марк Блау, кино - агитационное орудие (некогда известный Ульянов-Ленин очень хорошо про это высказался почти 100 лет назад).
      Кино является в некотором смысле "зеркалом" реальности (Исаакий стоит в Питере и в него и на него пускают экскурсии, по Невскому ходит много народу, и т.д.), но, показывая поверху как-бы-правду, далее кино имеет основной агитационный слой...

      Меня продолжает обманывать тот факт, что Вы, отлично говоря по-русски, нашей жизни не знаете... Пример. Вот, фильмы из серии "Особенности национальной охоты"... Снято великолепно и остроумно. Каждый факт из фильмов по отдельности вполне возможен. Более того - многие мои знакомые, побывав на таких охотах, рассказывали, что и у них было "то" или "это" из фильмов.
      А, будучи объединено все воедино - получается миллиардократное преувеличение. И, если иностранец поверит, что в этих фильмах показана реальность - "он попался".
      План расширения Ленинграда на юг, бывший до войны, мне неизвестен. До войны мой отец в детсад ходил, куда уж мне.
      А насчет "жизни в музее"... Несчастны те, кто там живет. Там коммуналки жуткого вида. Фасад красивый, а внутри... Да к тому же 70%-80% населения живут на окраинах, а в центре бывают пару раз в год - и не для посещения музея, а по делу. А значит - от ст.метро до места быстрым шагом, потом до другой станции метро - и делать прочие дела. Времени посмотреть на окружающую красу - просто нет. Разве что - по выходным делать "выезды в город".

      Оценка статьи: 5

  • Я писал серьезно. А фильм, действительно, хороший. И там действительно, хороший маршрут по Питеру, показывающий город, а не музеи. Правда, через 10 лет его следует подкорректировать.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 ноября 2014 в 20:55 отредактирован 26 ноября 2014 в 20:56

      Марк Блау, из личного уважения к Вам посмотрел "это кино".
      Если Вам очень хочется верить, что у нас все именно так - верьте. Что Вам еще остается.
      Что сказать про этот фильм... Есть существа, которые везде находят грязь. Но им не стоит уподобляться (строго ИМХО! - если кому-то нравится, пусть они им уподобляются.)

      А маршрутов по городу - великое множество. Я предложил один, в кино указан похожий, но другой...

      Оценка статьи: 5

  • Мне кажется, что, если для знакомства с Питером есть только один день - лучше сначала накупить видеоинформации о Питере и посмотреть ее, а потом, приехав на несколько часов в Питер - просто погулять по улицам. По Невскому, по стрелке В.О., по Васильевскому...

    А в Иерусалиме экскурсиями все уже охвачено - Стена плача, via dolorosa...

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, идеальный однодневный маршрут по Санкт-Петербургу представлен в фильме "Прогулка" 2003 года.

      • Sorry, Марк Блау, этого фильма не смотрел.
        Если фотка - из этого фильма, то и смотреть не хочу.
        Прошу прощения, мне показалось, что Вы писали серьезно.
        Вот и ответ мой был серьезным.
        А если то была шутка, то лучше было ответить "Купить литровую бутылку "вотки", сесть на маршрутного медведЯ, заказать его вожатому сыграть на балалайке Камаринскую и медленно поехать по Лиговке, а далее - до Американских мостов - и обратно на Московский вокзал прямо по рельсам".

        Оценка статьи: 5