Игорь Ткачев Грандмастер

Кризис воспитанности. Бизнес и ничего личного?

Вежливость, пунктуальность, чувство такта и, что важнее — честность и откровенность в общении, кажется, еще совсем недавно были в джентльменском наборе каждого сознательного человека. Возможно, они и сегодня в том же наборе гаджетов и девайсов современного делового человека и гражданина, и совсем не обязательно ходить с воображаемым зажженным факелом по залитым электрической подсветкой виртуальным улицам Интернета на манер старика Диогена и надрывно взывать: «Ищу человека — ищу воспитанного человека!». Но лично мне порой навязчиво кажется, что если воспитанность и честность не исчезли напрочь, то уж точно приняли какие-то новые, малопонятные для людей моего поколения нормы и формы.

Sergey Mironov , Shutterstock.com

К примеру, вы звоните с предложением на миллион долларов в компанию Н и вам бархатным баритоном говорят: «Да, ваше предложение очень заманчиво, но лучше перезвоните мне завтра в такое-то время. Тогда мы с вами всенепременно поговорим». Вы, ободренные вежливостью бархатного баритона на том конце провода, кладете трубку и звоните ровно в «такое-то» время, но того, с кем вы говорили вчера, на месте либо не оказывается (он в командировке, отпуске, на больничном), либо он же просит перезвонить вас уже в понедельник (вторник, пятницу, после дождичка в четверг). Вы снова, уже не столь радостно и не столь горячо благодарите бархатный баритон, с неприятным чувством, что где-то тут кошка сдохла, вешаете трубку, записываете новую дату созвона. В назначенный срок, с точностью снайпера, прошедшего три войны, вы набираете уже знакомый номер и слышите: «Он на совещании, в командировке, в открытом космосе». И так все следующие 38 раз…

Или предположим, что у вас с первого раза случается тот самый заветный диалог, когда ваш потенциальный деловой партнер действительно заинтересован в сотрудничестве с вами, сам назначает день и время для того, чтобы встретиться (созвониться, списаться) и обсудить детали взаимовыгодного сотрудничества (подписать договор, оформить первый заказ), дает вам свой личный телефон (и-мейл, ключи от сейфа, где деньги лежат). Вы радостно выдыхаете, вешаете трубку (закрываете и-мейл), высылаете ему документы на подпись (счет, заказ), чтобы… в течение следующей недели (двух, месяца) вылавливать этого сукиного кота у него в офисе, при помощи телефона (и-мейла, GPS-навигатора)…

Ну, или вы в Интернете, этом брачном агентстве настоящего и будущего, знакомитесь с уютного вида блондинкой со стройной фигуркой и многообещающими формами — мечтой, если не поэта, то несколько побитого жизнью в несколько побитом молью драповом пальто еще нестарого джентльмена, договариваетесь о рандеву на бульваре Роз, приходите в назначенный час, прикупив три кроваво-красные розы — намек на внезапно вспыхнувшую страсть, если верить современным символам, знакам и прочим «фэншуЯм», чтобы… Так и остаться в последующий час стоять в свете романтических вечерних фонарей, безуспешно набирая номер вашей новой пассии, которая на 12-ю попытку уже не столь сексуальным и вежливым тоном, словно она и знать вас не знает, наконец, оповестит вас, что у нее внезапно появились неотложные дела (вдруг заболела любимая бабушка или к завтрашнему утру понадобилось сделать квартальный отчет)…

Как часто холеные, в шелковых галстуках и пахнущие дорогим парфюмом, с двумя высшими образованиями и знающие наизусть из Адама Смита и Карла Маркса венцы творения о двух ногах совершенно не утруждают себя такой излишней роскошью, как элементарная воспитанность и честность? Роскошью, которая еще недавно была обязательным атрибутом любого образованного человека? Или это все интеллигентская рефлексия, не стоящая выеденного яйца, и все «ок»?

К сожалению, или согласно логическому и естественному ходу вещей, нельзя не заметить, что сегодняшняя «коммуникация» (уже не «общение») как в деловой сфере (уже не в «уютной дружеской обстановке»), так и в сфере личной («в надежном тылу, с родственной душой»), от излишней пунктуальности и вежливости уж точно не страдает. Деловые встречи, звонки, обещанные компенсации и прибыль, любовные рандеву, свадьбы и разводы с какой легкостью и уверенностью назначаются, с такой же легкостью и беспечностью расторгаются, даже без предварительного, по всей видимости архисложного, в виде «Прости (те), извини (те)», уведомления. Про элементарную честность при этом, когда у человека хватает солдатской отваги не комильфо соврать, а ля «Наши партнеры не оплатили по счетам, у меня заболела любимая бабушка и т. д.», а сказать честно, как на духу, об истинных причинах, и вовсе упоминать не хочется.

Бизнес и честность? Честность и отношения? Вы это о чем сейчас?

Fast living = fast lying? Быть честным, пунктуальным, держать данное слово… Или бизнес и ничего личного? Почему, когда нас соединяет взаимовыгодный интерес, мы еще как-то находим в себе силы, пускай и с опозданием или не абсолютной аккуратностью, держать данное слово, быть вежливыми, натужно улыбаться и говорить какие-то пустые, но приятные слова, а вот когда выгода заканчивается, тут же, наподобие лопнувшей струны, обрываются всяческие связи, интерес и с ними те самые вежливость, пунктуальность, аккуратность?

Честно, я сам себе не верю — какая-то несовременная чушь с выпадением дряблого интеллигентского сфинктера из жесткой з. дницы современной жизни. Поэтому и делаю вывод, что я где-то заблудился — во времени, в представлениях о человеческих отношениях, может, планеты перепутал.

И все-таки, в который раз, недоуменно чешу себе в затылке и других местах тоже, напрасно вопрошая: почему таким необязательным и излишним стало, даже с замечательным воспитанием и западным образованием, самодостаточным, умным, целеустремленным, харизматичным и внешне привлекательным личностям с большой буквы в свой деловой и личный арсенал зачислить Честность, Пунктуальность, Не Связанную с Прибылью и Успехом Воспитанность?

…Когда-то давным-давно, когда деловые отношения у нас еще только зарождались, а элементарные человеческие — еще не умерли, была у меня назначена встреча с одним учеником, который должен был прийти ко мне на частные занятия по иностранному языку. Ученику этому нужно было добраться из пригорода с двумя пересадками — ехать не меньше полутора часов. В тот день он опаздывал на «целых» пятнадцать минут, и я в сердцах уж начал думать, что он не придет. Но молодой человек появился и, виновато стоя на пороге, с чувством принес мне свои извинения, признавшись, что опоздал не по чьей-то причине, а по своей собственной вине. После чего он с большим сожалением сообщил еще, что сегодняшний урок не состоится, так как ему срочно нужно идти, и он приехал, лишь чтобы мне об этом сообщить. А в качестве компенсации за «неполученную прибыль и обманутые ожидания», как сказали бы сегодня, он вынул из кармана деньги за урок, которого не было, и настоял на том, чтобы я их взял.

Мелочь… Но какая огромная мелочь…

Статья размещена на сайте 30.01.2015

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная статья!!! С удовольствием прочитала! Спасибо!

  • Увы, новый уклад приносит в нашу жизнь много такого нового, что едва ли может понравиться..да и от старое плохое, все наши былые недостатки, не только не исчезает, но и расцветает пышным цветом

  • Актуальная тема вообще-то... Буквально за месяц у меня два подрядчика проявили вот такую "невежливость".

    С одной фирмой, например, работали несколько лет - они регулярно оказывали услуги, мы регулярно их оплачивали. Но у них случился форс-мажор - и они не смогли больше работать. Мы попросили вернуть предоплату (какие-то несчастные 20 тысяч рублей) - они вроде согласились: да-да, обязательно. И пропали. Трубку мобильного не берут, на электронные письма не отвечают. Дозваниваешься по городскому - обещают разобраться и перезвонить. И снова тишина. В последний раз я им звонила, чтобы предупредить, что ими начинает заниматься наша служба безопасности. Не взяли трубку... Ну, что же - сюрприз будет.

    • Марта Александрова, у меня таких - 80%.
      Задаю себе вопрос, несовременному: а зачем кому-либо что-либо вообще отвечать, если это не ведет к выгоде?

      • Игорь Ткачев, ну хотя бы затем, чтобы это не привело к проблемам. Если у подрядчика нет порядочности, то хотя бы здравый смысл должен быть?

        • Марта Александрова, боюсь, что вежливость не входит в "рацион" подрядчиков и т.п., и ее отсутствие, в большинстве случаев, не влечет никаких юридических и пр. последствий. Также, как отсутствие, например, сострадания.

  • Бывает, что под маской изысканной вежливости скрываются ложь,коварство... просто равнодушие и безразличие.
    Вот честность, порядочность и пунктуальность становятся редкостью - да, это беда!
    Про сочувствие уже не говорю...

    Оценка статьи: 5

  • Прошу прощения у автора. Ничего личного, но - какая может быть вежливость в бизнесе?
    В бизнесе есть охмурение партнера ради личной выгоды, никакой особой вежливости в бизнесе нет места.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, невежливость в бизнесе невыгодна. Если есть выбор, к кому из поставщиков вы пойдете - к вежливому или к невежливому?

      • Марта Александрова, к тому,
        - у кого товар (с поставкой на место) дешевле,
        - у кого товар качественнее,
        - кто честнее в работе.
        И только после этого и множества других вещей, тоже важных в бизнесе, при прочих равных - конечно к вежливому.

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, "кто честнее в работе" - это имеет отношение к вежливости и общей воспитанности (там, в самом начале, я про это заметил тоже-).

          • Игорь Ткачев, в этой ветке речь шла о вежливости просто.
            А "в самом начале" написано -- Вежливость, пунктуальность, чувство такта и, что важнее – честность и откровенность в общении...
            Вежливость - отдельно, честность - отдельно.

            Оценка статьи: 5

      • Марта Александрова, спорный тезис. В некоторых сферах, например, женщины, идут именно к обходительным, вежливым.
        И я, хоть и не женщина, ценю именно пунктуальность, воспитанность и порядочность. Даже в ущерб своей выгоде.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 5 февраля 2015 в 12:31 отредактирован 5 февраля 2015 в 12:32

      Игорь Вадимов, бизнес бизнесу - два сапога не пара-)
      По разному, знаете ли бывает. Просто из своего опыта.
      И там, где большие деньги - меньше этой самой В. Человечности меньше. И больше желания сожрать конкурента, совсем невежливо причмокивая. Согласен.

  • Честно, я сам себе не верю – какая-то несовременная чушь с выпадением дряблого интеллигентского сфинктера из жесткой з.дницы современной жизни. -- "Васисуалий Лоханкин и судьба российской интеллигенции", Ильф и Петров были гениями, написанное ими живо до сих пор!

    Оценка статьи: 5

  • Проблема, думаю, в том, что люди стали слабы и трусливы. Они просто боятся сразу сказать "нет".

  • Эволюция - мутация. Хошь не хошь мутируем - приспосабливаемся. Прогресс? Конечно! Раз придумали это понятие, значит - что-то будет прогрессировать. А если нет, то регресс имеется.

    Оценка статьи: 5

  • Всегда немного завидовал немногословным, даже скуповатым на слова и эмоции людям. Коротко сказал и ушел. Красота! Бесконечные расшаркивания перед друг другом?.. Бе-ее.

    Нравится современный стиль общения - без лишней воды. Только не умею я так. Но нравится.

    Оценка статьи: 5

  • ...знакомитесь с уютного вида блондинкой со стройной фигуркой и многообещающими формами – мечтой, если не поэта, то несколько побитого жизнью в несколько побитом молью драповом пальто еще нестарого джентльмена...

    Многообещающая круглая попа блондинки.

    Чрезмерная щепетильность в манерах (особенно - по отношению к себе) - что-то очень обременительное и назойливо-занудно-чесоточное. Нафталинчиком отдает, однако. Эволюционировать - лучше.

    Оценка статьи: 5