У нас тоже возникло неодолимое желание хоть издали посмотреть на эту когда-то практически недоступную точку на поверхности Земли. Теперь-то это совсем не трудно. Полдня в воздухе, еще пара часов на стояние в пробках, и вот он стоит у причала — большой белоснежный круизный лайнер. Ну, а уж дальше дело техники. Несколько дней рассекания безбрежной глади Атлантического океана — и вот мы, удобно расположившись в креслах на застекленной части верхней палубы, наблюдаем, как к нам неспешно приближается небольшой островок. Почему не на открытой части палубы, спросите вы. Да просто там ветер такой сильный и холодный, что долго даже в теплой одежде не простоишь.
— Неужели это на самом деле тот самый остров Горн с легендарным одноименным мысом высотой в 417 метров? — мысленно спрашиваю я себя.
Как бы в ответ, в ту же минуту кто-то невидимый, забравшийся в рупор громкоговорителя, начинает рассказывать удивительную и во многом трагичную историю этого места. А неизвестно откуда взявшееся эхо повторяет и повторяет давно прошедшие даты и имена давно ушедших людей, и перед глазами возникает тень корабля с парусами, надутыми так, что кажется, они вот-вот лопнут… А может, взметнут в небо утлое суденышко и унесут его подальше от этого гибельного места. Или погрузят его в пучину вод, как это уже произошло с остальными кораблями его эскадры. А на капитанском мостике стоит тень мужественного бородатого человека, капитана Дрейка, который с живой жаждой познания неведомого наблюдает, как мимо него проносится и этот островок, и мыс на его южной стороне.
— Неужели Господь миловал, и мы оказались на другой стороне земли? — как бы слышу я его слова и вижу, как он вздымает в благодарность Всевышнему руки.
Тогда ему даже не пришло в голову внимательно рассмотреть и запомнить этот островок, ставший впоследствии мечтой всех моряков, отправляющихся бороздить океан в погоне за мнимым счастьем с реальным богатством или безвестной гибелью вдали от родимой земли.
…И Дрейк добрался до мыса Горн,
И Англия стала империей.
Тогда наш оплот воздвигся из вод,
Неведомых вод, невиданных волн.
И Англия стала Империей!
Когда певец великой Британской империи Редьярд Киплинг писал эти строки, было уже совершенно ясно, что только после того, как капитан Дрейк открыл этот кратчайший на то время путь из океана в океан, Британия смогла превратиться во «владычицу морей» и исполнить свою мечту — «править морями».
Прошло долгих 38 лет, пока в 1616 году представителям другой великой морской державы — Голландии, удалось повторить маршрут Дрейка. Вот они уже более внимательно смотрели по сторонам и островок с мысом хорошенько рассмотрели.
— Пусть он зовется Горном, как напоминание о городе, где я когда-то явился на свет божий и куда, дай Бог, я смогу вернуться в старости, — произнес капитан Виллем Схоутен, который был родом из небольшого голландского городка Хоорна. К слову сказать, на южноамериканском диалекте испанского языка это название звучит как Кабо-де-Орнос.
И снова шли годы. Вокруг мыса все чаще и чаще проходили корабли, но на сам остров никто не рисковал высадиться, пока это не сделали участники английской экспедиции на корабле «Бигль», в состав которой входил и Чарльз Дарвин. Случилось это в 1831 году. Экспедиция осуществляла кругосветное путешествие, продлившееся пять лет. Основной его целью было исследование островов и проливов самого неприветливого района мирового океана в Южном полушарии — Антарктики.
Конечно, к настоящему времени остров Горн изучен досконально, и выводы всех исследователей практически одинаковы: это одно из самых негостеприимных мест в мире. Там худший климат на планете: постоянные дожди, ветры, ураганы и морозы. Кроме того, если бы не звание самой южной точки Земли, его никто даже не замечал бы, настолько он мал.
Что же рукотворного появилось на мысе Горн за прошедшие века с момента его открытия? В первую очередь речь может идти, разумеется, о знаменитом маяке, спасшем в прошлом множество жизней. Маяк обслуживает команда, состоящая из нескольких человек. Кроме того, там находится военно-морская база Чили с жилыми и подсобными зданиями, а также католической часовней. Рядом с базой стоит памятник — скульптура вечно парящего альбатроса, как напоминание о тысячах моряков, погибших в безуспешных попытках обогнуть мыс Горн.
Этот памятник был установлен в 1992 году членами Братства Капитанов Мыса Горн. Само братство возникло в 1987 году, в него входят все капитаны парусных судов, которым удалось пройти из Тихого в Атлантический океаны или наоборот, огибая при этом мыс Горн. В 2010 году известный русский путешественник Федор Конюхов в ходе своего одиночного кругосветного плавания установил на острове деревянный православный поклонный крест. ЮНЕСКО в 2005 году объявила мыс Горн Природным Наследием Человечества. С этого времени всякая хозяйственная деятельность, могущая нанести вред окружающей среде, на острове запрещена.
Теперь немного любопытной информации.
На самом деле мыс Горн вовсе не самая южная точка Южной Америки. Дело в том, что в сотне километров от него на юго-западе находятся острова Диего-Рамирес. Так вот маленький островок Агила, входящий в их состав, и является самой южной точкой и Чили, и части света. А самой южной континентальной точкой считается мыс Фроуард на полуострове Брансуик, расположенный на территории Чили.
И еще. Географические координаты мыса Горн 55º59' южной широты, в то время как Москва расположена на 55º северной широты, а Барнаул с Иркутском в районе 52º северной широты. У мыса Горн средняя температура самого холодного месяца июля около 2º С, точно как в Севастополе в январе, зато летними днями на острове Горн редко бывает чуть выше 8º С, как у нас, например, в устье Печоры.
Российский учебный парусный барк «Седов» в течение одного кругосветного плавания семь раз прошел мимо мыса Горн.
Почему не сравнивается по кратчайшему пути из Атлантики в Тихий океан проливы Дрейка и Магеллана?
Оценка статьи: 5
0 Ответить