Однако, прежде чем перейти к расширению темы, напомню вкратце, что такое високосный год. Как случилось, что в начале каждого 4-го года к 28 февральским дням прибавляется «довесок» в одни сутки?
Дело в том, что земной шар в обращении вокруг центрального светила совершает полный оборот не ровно за 365 дней, а с прибавкой 6 часов с минутами. Понятно, что каждые 4 года за счёт этой четвертушки и набираются «бесхозные» сутки.
2060 лет назад Г. Юлий Цезарь, видя досадную недоработку небесной канцелярии, повелел астроному Созигену устранить эту досадную ошибку природы. Проведя наблюдения и сделав несложные вычисления, тот и предложил императору новую систему исчисления времени, дошедшую до нас как юлианский календарь. Существует, конечно, и другая система — со 100 и 400-летней шкалой деления, григорианская. Однако нас интересует императорская, юлианская, к которой мы и будем обращаться далее.
С вступлением в действие нового календаря уже до нашей эры римляне стали замечать, как каждый 4-й год по какой-то совершенно непонятной причине вёл себя не так, как вели себя три предыдущих. Людей начинали чаще преследовать жизненные неудачи, болезни, засухи, наводнения, пожары, землетрясения и многое прочее. С чего бы всё это?
Земная ось оставалась с прежним углом наклона к орбите, сезоны менялись с прежней последовательностью, Солнце, как и во времена далёких пра-пра продолжало всходить на Востоке, а скрываться за горизонтом — на Западе. И тем не менее какие-то аномалии в природе были заметны даже невооруженным глазом. Отрицание наукой этого феномена как недоказанного, совершенно не значит, что такого быть не может, ведь от того, что теорема Ферма до самого последнего времени не была доказана, совершенно не значит, что её не существовало.
Так ли это на самом деле — сказать категорически и однозначно невозможно, ведь специальной статистики на этот счёт никто не вёл, хотя время наблюдений более 2000 лет даёт основание доверительно относиться к такой информации. Ведь даже клерикальные каноны, внося соответствующие коррективы и рекомендации, не обошли стороной этот вопрос.
Какие же превентивные меры защиты на этот счёт придуманы в народе? Какие рекомендации даёт церковь?
Начну с брачных уз. Стоит ли заключать их в таком году? Церковь если и не даёт указания на конкретную статью запрета, но, тем не менее, от мероприятия советует всё-таки воздержаться: бережёных сам бог бережёт, кто его знает, как там на самом деле… По этим же клерикальным канонам молодые люди раз в 4 года не должны тревожить свах. Однако охота сильнее неволи, и чтобы не «томиться» в ожидании вожделенного дня, обряд сватовства разрешался самим девушкам. Именно по этой причине високосный год назывался годом невест. При этом претендентка на сватовство, следуя на церемонию, должна была надевать нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка её была хорошо видна, иначе жениху придётся уплатить «штраф».
Надо полагать, что к рекомендациям церкви если и прислушивались, то далеко не принимали их как руководство к действию, особенно в городах. Грех, даже самый большой, можно было потом и отмолить.
По рекомендации той же Православной церкви в високосные годы не рекомендовалось строить бани: одно дело — не будет держать пар, другое — будет угарная, и третье — о пол будут занозиться пятки.
Нельзя в високосном и колядовать, наряжаться в скоморохов, вурдалаков, кикимор, леших и прочую богопротивную нечисть.
Не рекомендуется в 29-й день заключать серьёзные сделки, договоры, соглашения, акты, переезжать с квартиры на квартиру, устраиваться на работу.
Нецелесообразно в такой день и действо, вида своего продления для, совершать, но сей вопрос слишком деликатный, сложно решаемый и по понятной причине трудно преодолимый.
Много чего людьми придумано, много чего замечено, о многом глаголет народная мудрость, всего не перечтёшь. В общем, если кто-то сомневается в действительности сказанного — советую для проверки завести дневник ежедневных наблюдений.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...