«Закон божий» здесь изучается в школах и прочих учебных заведениях как один из основных предметов, лидеры духовенства являются постоянными членами правительства, церковные документы и акты о гражданском состоянии — официальные государственные документы.
В стране 98% православных, поэтому святынь и храмов в Греции — колыбели Православной веры — более чем достаточно, но обойти вниманием самый крупный православный храм Греции — Святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах — нет никакой возможности.
Патры — неофициальная столица полуострова Пелопоннес, с точки зрения греков — город огромный. Ещё бы — целых 200 тысяч населения!
Третий, после Афин и Салоников. Хотя если вспомнить, что население Пелопоннеса — 900 тысяч, а всей Греции — 12 миллионов, то все встаёт на место.
Святой апостол Андрей — покровитель города, и основная причина этого скорее в том, что один из самых почитаемых Святых не только вёл проповеди в здешних местах, вселяя Веру, исцеляя больных и страждущих, но и претерпел здесь в 66-м году нашей эры свою мученическую смерть на кресте X- образной формы, нареченную впоследствии «Андреевским крестом».
В IV веке святые мощи были перенесены из Патр в Константинополь.
На месте казни на кресте в VI веке соорудили храм, переживший многочисленные пожары и землетрясения, междоусобицу и набеги завоевателей. Но время безжалостно и неумолимо…
В знак почитания своего святого покровителя город в начале XX века принял решение о строительстве нового грандиозного храма. Первый камень заложили в 1908 году, а потом войны, безденежье и невзгоды надолго отодвинули завершение работ.
Храм в сегодняшнем виде был закончен и освящён только в 1974 году. Это действительно один из важнейших и грандиозных храмов Греции! Поражает продуманность архитектурных решений и насыщенность внутреннего пространства, богатство интерьеров с одновременным чувством какой-то легкости и свободы.
Несмотря на кажущуюся молодость храма, ощущается его мощная энергия и намоленность, особый смысл которой придаёт наличие здесь мощей Святого апостола Андрея — Честной главы Андрея Первозванного и Святого Креста, возвращённых в 1964 и 1980 году Ватиканом в Патры.
Святой Андрей Первозванный издревле был особо почитаем православной Русью, поскольку вёл проповеди Евангелия и в землях Скифии, на которых позднее образовалась Русь, дойдя до места, где впоследствии возник Киев, и предсказав принятие христианской веры будущим обитателям Руси.
Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден — Орден апостола Андрея Первозванного, а русский военно-морской флот сделал своим стягом Андреевский флаг — голубой крест формы Х на белом фоне.
Находясь в храме, невольно приглядываешься к символике и некоторым отличиям в убранстве наших и греческих храмов.
Вот на мозаике пола многочисленные изображения рыб, это понятно — ведь помимо того, что многие апостолы, да и сам Святой Андрей, были рыбаками, силуэт рыбы у ранних христиан был символом оповещения, своеобразным паролем.
Независимо от народа и языка, стоило одному при встрече незнакомца нарисовать палочкой на песке изогнутую волнообразную линию, а второму пририсовать вторую, чтобы обоим сразу становилось ясно — они единоверцы.
Но большое количество двуглавых орлов, увенчанных короной…
Все встает на свои места, когда вспоминаешь, что это Софья Палеолог, вторая жена Ивана III и бабушка Ивана Грозного, внесла после падения Византии в русскую геральдику такой элемент — двуглавого орла.
Одна из основных «скреп» оказалась позаимствованной. Двуглавый орёл на желтом фоне — официальный флаг и символ Греческой православной церкви. Орлы повсюду — на стенах, на полу, на громадной резной люстре, на стульях…
Стоп! А откуда стулья в церкви?
Греки говорят на эту тему: «Лучше думать о Боге сидя, чем стоя — о больных ногах!» Что же, возможно, они и правы…
Ещё одно важное отличие: прихожанки здесь закрывают плечи и колени, как и у нас, но оставляют головы непокрытыми.
Эта особенность религии появилась относительно недавно, всего лишь с 1825 года, после освобождения страны от ненавистной и кровавой турецкой оккупации. Этакий массовый революционный порыв женщин-гречанок: «Мы не будем больше покрывать платками головы, мы не хотим походить на мусульманок!» И церковь своих революционных женщин поддержала.
Как бы и чем бы ни отличались вопросы жизни, веры и быта двух наших народов, но определенное родство душ, культуры и истории ощущается в Греции на каждом шагу…
Неспешный ход мыслей прервал выскочивший как из-под земли цыганёнок, за ним явно гнались — он поминутно оглядывался.
Ну что же, Патры город туристический — держи ухо востро!
Богу — богово, а… Любят цыгане воровать у храмов, что поделаешь? Недаром ходит байка, что Бог к цыганам благоволит и чуть ли не благословляет их воровство, ведь по легенде цыгане украли гвоздь, когда Христа распинали… Цыгане — везде одинаковые.
«Лучше думать о Боге сидя, чем стоя — о больных ногах!»
Это не греки говорят, это свт. Филарет Московский. Прошу прощения, но раз журнал познавательный, то точность должна быть во всем.
И еще для уточнения. Отличий у греческого и российского православия нет никаких - мы все признаем Вселенские соборы, исповедуем один Символ Веры, служим одну и ту же литургию. Есть некоторые отличия в церковных традициях и некоторых обрядах, можно сказать уставные отличия, не более того.
0 Ответить
Спасибо, узнала что-то новое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья хорошая. Спасибо. Удивили слегка слова, что "возможно греки и правы", когда речь зашла о стульях в храме. Ну, почему люди должны стоять? Все христинские религии разрешают людям сидеть во время богослужения, и только в России людей пытают. Так что греки стопроцентно правы насчет стульев, а не "возможно". Где это сказано, что люди должны стоять? И не забудем, что у греков религия несколько постарше, нежели у русских. Неплохо было бы перенять обычай сидеть у старших братьев по вере. Впрочем, Вам именно об этом уже написали, я же выступил, не прочитав комменты.
0 Ответить
Роман Солодов, Спасибо. Давно пора. Стоя прослушать всю службу, -
это муки ада для любого возраста. Мне не понятно, почему стоять - это норма. Интернет мне не смог объяснить. Кто знает? Спасибо. Статья интересная. Комменты тоже.
0 Ответить
Svetlana Oleshkevich, стоять на службе - это наша маленькая жертва Богу. ☦
Кстати в наших храмах тоже разрешается сидеть как и в греческих, только у нас скамейки для всех не предусмотрены. Приносите с собой и сидите на здоровье, вставая только в те моменты службы, когда это полагается. Кстати и греки тоже встают, когда надо.
0 Ответить
Роман Солодов, Абсолютно с Вами согласен. Просто я , как человек не воцерквлённый, могу высказывать своё мнение только как посторонний наблюдатель. Поэтому и проскочило слово -"возможно".
По смыслу, конечно, более подходят слова "греки безусловно правы". Спасибо за внимание!
0 Ответить
Спасибо за интересную познавательную статью.Думаю, правильно, что в церкви сидят. Ведь во всех христианских храмах, кроме русских православных,( у католиков, униатов, протестантов, баптистов, даже у наших староверов) есть скамейки или стулья. Оценка-5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, Да, конечно. Особенно учитывая основной возраст прихожан. С уважением.
0 Ответить
Интересная статья. Для меня многое ново. Как-то смотрела репортаж их Храма св.Киприана. Меня приятно удивила атмосфера радости, ощущение домашней непринужденности в Церкви. Детской открытости. Это чувствуется даже на видео.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, Действительно, ощущается определённая атмосфера, открытость... Спасибо за оценку и внимание.
0 Ответить