Пароход «Челюскин» пытался пройти Северным Морским путем (СевМорПутем) за одну навигацию от Мурманска до Владивостока. Такая возможность была просто необходима СССР для создания надежного и безопасного пути на советский Дальний Восток, ибо в случае конфликта с Японией, Япония легко могла заблокировать все морские пути, ведущие на наш Дальний Восток.
За время похода было собрано очень много данных о погоде и о поведении льдов по трассе СевМорПути. Но пароход был затерт льдами, а потом и раздавлен, тем самым доказав невозможность прохода за одну навигацию по СевМорПути пароходами, идущими в одиночку, без помощи ледоколов. Караваны по СевМорПути с тех пор водили ледоколы, пробивая пароходам путь во льдах. После гибели парохода «Челюскин» во льдах во временном лагере оказались 104 человека.
Места по тем временам были абсолютно дикие. Ни связи, ни техники, способной вывезти членов экспедиции «Челюскина». Единственным выходом было — попытаться вывезти их самолетами.
В качестве базы спасательной экспедиции был выбран поселок Ванкарем, расположенный на Чукотке, на мысе Ванкарем, что возле устья реки Ванкарем. Почему Ванкарем? Наверное, потому, что «ванкареман» в языке эскимосов означает «клыкастый народ», так эскимосы называют моржей, которых они издревле считали не животными, а народом моря. Народы Севера в том месте веками охотились на моржей. Потому и образовалось недалеко от мест охоты поселение людей.
Именно в этот поселок и были направлены самолеты только что созданной полярной авиации. Прилетели первые специалисты, сделали ледяной аэродром. На аэродром сели самолеты, которые должны были перевезти челюскинцев. Погода в тех местах в марте-апреле бывает очень плохой. Сильные ветры, снег. Через такие вьюги на самолетах того времени пробиться за сотни километров, сесть на аэродром на льдине, забрать людей и довезти их до Большой Земли — невероятно сложная задача. Много раз летчики вылетали из Ванкарема, но, будучи не в силах пробиться сквозь пургу, возвращались обратно в поселок.
Первым 7 марта 1934 года долетел и снял первую партию людей самолет АНТ-4 летчика Ляпидевского. При повторных попытках добраться до лагеря на льдине он потерпел аварию и сломал при посадке шасси. Летчик сумел организовать ремонт машины, взлететь и вернуться в Ванкарем. Но когда он сел, то узнал, что за те 44 дня, что он ремонтировал самолет, остальных зимовщиков вывезли другие летчики.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Затем на участников спасательной экспедиции пролился дождь наград. Семеро летчиков получили только что введенное звание «Героя Советского Союза». Орден «Красной Звезды» получили все участники штаба спасательной операции и все челюскинцы (кроме родившейся во время экспедиции на пароходе «Челюскин» девочки Карины, получившей свое имя от Карского моря — местонахождения парохода во время родов). Орден «Трудового Красного Знамени» получили работники нескольких метеостанций, факторий и зимовок, обеспечивавших работу спасательной экспедиции. Летчик-пограничник Светлогоров, помогавший спасательной операции, получил звание «Почетный чекист».
Семь первых Героев Советского Союза получили грамоты, подтверждавшие, что они — герои, и ордена Ленина, которыми они были награждены. Золотая Звезда Героя была введена в 1939 году.
Звание Героя вначале считалось уникальным. Летчик Громов, получивший это звание в 1934 году, совершил в 1937 году рекордный беспосадочный перелет из Москвы через Северный Полюс до Сан-Хасинто (США) на самолете АНТ-25 в составе экипажа с Громовым, Юмашевым, Данилиным. За рекордный перелет Юмашев и Данилин получили звание Героя Советского Союза, а Громову сказали: «Ты уже Герой, вторично стать Героем нельзя», — и его «просто» наградили орденом Ленина. Так он и остался «просто Героем». Одним из самых первых Героев.
Первыми дважды Героями Советского Союза после боев на реке Халхин-Гол стали летчики Грицевец, Кравченко и Смушкевич. После них в мирное для СССР время дважды Героями стали еще знаменитый полярник Папанин и летчик Денисов.
А потом началась Великая Отечественная война, в ходе которой количество Героев и дважды Героев увеличилось многократно. А также появились трижды Герои и даже один четырежды Герой. В конце концов, объявился даже пятикратный Герой.
Шли годы и десятилетия, а пароход «Челюскин» тем временем тихо лежал на дне Северного Ледовитого океана. Во времена СССР было проведено 5 экспедиций по поиску затонувшего парохода, но все они оказались неудачными. Только в наше время, в 2006 году, поиски затонувшего парохода увенчались успехом.
А по Северному Морскому пути уже многие десятилетия мощные ледоколы проводят караваны судов. Так быстрее и дешевле довезти груз из Европы до Дальнего Востока.
Очень интересная информация. Но вот инфостиль бы тут точно не помешал. Начиная читать, как будто в пургу попадаешь: "с Японией, Япония... Дальний Восток, на наш Дальний Восток...по трассе СевМорПути, по СевМорПути пароходами, караванами по СевМорПути". И всё это практически в одном предложении.
Да и дальше по тексту такие пробуксовки регулярны: "Первым долетел и снял первую партию... Звание Героя, получивший это звание".
В общем, талантом можешь ты не быть, но гаммы знать обязан.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр Ильин, да, не Хемингуэй писал
0 Ответить
Спасибо, Наталья Осокина, мне прямо неловко.
Недостоин я.
Я - и Хемингуэй! Писатель такого уровня! Нет, нет, мне просто нравится эпистолярный жанр.
До уровня повестей я, может быть, лет через 10 дорасту - уже на пенсии, от безделья...
А может и не дорасту, короткие, на 5000-7000 символов рассказы, гораздо проще писать.
0 Ответить
Игорь, спасибо за интересный экскурс в историю.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить