Игорь Вадимов Грандмастер

Исторические районы Питера. Как появилось название Комендантский аэродром?

Район на севере Санкт-Петербурга имеет странное название — Комендантский аэродром. Это не административное название, территория входит в состав Приморского района города. Сколько же времени существует Комендантский?

П. В. Рыженко, «Николай II на аэродроме» Фото: Источник

Вначале, еще во времена Петра Первого, район назывался Комендантской дачей, эти земли были отведены для летнего отдыха семей комендантов Петропавловской крепости. Место было удаленное и очень спокойное.

Со временем, по мере освоения территории и сведения в этих местах леса, район стали называть Комендантским полем. Согласно карте 1831 года место это было глухим, не населенным и по большей части представляло собой поля и огороды. Единственная серьезная постройка тут была Комендантская дача, а прочие земли комендант сдавал в аренду огородникам. Селились тут летом и дачники.

Прошло время, Петербург все разрастался — в районе Комендантской дачи был построен ипподром. И когда в 1908 году в столице возник первый в России аэроклуб (не абы какой клуб — Императорский Всероссийский аэроклуб!), то разместился он возле ипподрома, и поле ипподрома оказалось отличным для взлета и посадки первых самолетов того времени. Не забудем — земли эти были выделены комендантам Петропавловской крепости, коменданты сдавали их в аренду. Как ипподрому, так и аэроклубу.

В самом начале самолеты взлетали и садились на ипподроме, с трибун которого было замечательно видно это чудо начала XX века — первые самолеты-этажерки, совершающие чудо — взлет и посадку. Не знаю, как сочетались скачки на ипподроме с полетами самолетов, но до 1912 года лошадям пришлось сосуществовать с первыми этажерками.

За короткое время были построены не только ангары и выровнено поле для удобства взлета и посадки, но и переделаны трибуны по бокам от взлетно-посадочной полосы.

В 1910 году авиация и авиаторы были очень и очень в моде. Все ждали первого всероссийского праздника авиации.

Места на трибунах на новом ипподроме-аэродроме разлетались вмиг и стоили поэтому весьма немало. Места в ложах — по 25 рублей, остальные, в зависимости от удобства обзора, от 5 руб до 20 коп. Ну, а пацанва, собравшаяся посмотреть на полеты за забором аэродрома, могла это сделать совсем бесплатно.

Новый аэродром был открыт в день празднования Всероссийского праздника воздухоплавания. Авиаторы (термин «летчик» появился позднее) показывали свою отвагу, соревнуясь на скорость и высоту полета. Производились даже вылеты с пассажирами! В качестве пассажиров среди других смельчаков поднялись в воздух Петр Столыпин, премьер-министр России и председатель Государственной Думы Гучков!

Самолеты тогда развивали скорость до 70−80 верст в час и могли подняться на высоту нескольких сотен метров. Этого оказалось достаточно для первой авиакатастрофы России: Лев Мациевич 24 сентября 1910 года попытался поставить рекорд высоты — и его Фарман развалился на несколько частей. А поскольку сама идея парашюта возникла именно из-за этого происшествия, то до его изобретения при падении с высоты в несколько сотен метров пилот самолета был обречен.

Памятный камень на месте гибели Мациевича
Памятный камень на месте гибели Мациевича
Фото: Vladimir Ivanov, ru.wikipedia.org

С 1912 года аэроклуб взял в аренду большую территорию рядом с ипподромом, т.н. «Комендантское поле», вскоре получившее название «Комендантский аэродром». Клуб платил коменданту Петропавловки по договору аренды 13.000 рублей в год — и вспомним, сколько тогда стоил рубль!

В период до начала Первой мировой войны с Комендантского аэродрома стартовали перелеты Петербург-Гатчина, а затем и Петербург-Москва.

Воистину, это был звездный час Комендантского аэродрома!

После Первой мировой на аэродроме вначале базировалась эскадрилья истребителей, в 30-е годы конструктор Поликарпов испытывал там свои истребители «И», аэродром стал учебной и испытательной базой ВВС.

Во время блокады Ленинграда на аэродроме базировались истребители, защищавшие город от налетов. Кроме того, во время блокады на Комендантский, ставший важным участком авиамоста на Большую Землю, садились и взлетали транспортные самолеты, перевозившие в город провиант, а из города — эвакуируемых специалистов.

К началу 60-х годов город разросся уже так, что полеты на аэродроме пришлось прекратить — а с начала 70-х зона бывшего аэродрома стала зоной массового жилищного строительства.

Комендантский проспект в Санкт-Петербурге
Комендантский проспект в Санкт-Петербурге
Фото: Фидель22, ru.wikipedia.org

И многие ныне живущие на Комендантском не знают ни про полеты с ипподрома, ни про Мациевича, ни про других первых авиаторов России.

Обновлено 26.04.2018
Статья размещена на сайте 17.04.2018

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интерсно. Надеюсь на продолжение рассказа об исторических местах города на Неве.
    Сначала машинально начала писать "Ленинграда". Исправила на нейтральное, но понятное.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 апреля 2018 в 15:26 отредактирован 27 апреля 2018 в 15:28

      Татьяна Пучкова, про Голодай и Парнас я уже давно написал, а скоро будет про Автово и Охту.
      Про остальное - я уже смотрел, ничего, вроде, сильно интересного не нашел, но посматриваю, держу у себя болванку названия на эту тему.

      Оценка статьи: 5

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 27 апреля 2018 в 14:41 отредактирован 27 апреля 2018 в 14:42

    Очень интересно. В районе еще какие-то авиационные названия остались?

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау, от старого аэродрома не осталось же ничего.
      Но, поскольку ноблесс всегда оближ - есть ул.Аэродромная, ул.Уточкина, Поликарпова (он, кстати, в 20е на Комендантском аэродроме первые машины "И" испытывал)
      Есть даже проспект Испытателей. Раз на аэродроме испытывали новые самолеты

      Оценка статьи: 5