Максим Левин Мастер

Поль Дирак: кто открыл новый квантовый мир?

С самого начала все способствовало тому, чтобы я стал очень замкнутым человеком.
Поль Дирак

Этот выдающийся английский инженер-физик принадлежит ко второму поколению ученых-физиков, занимавшихся квантовой механикой после первопроходческих работ Планка и Эйнштейна. Ему удалось создать уравнение, которое смогло объединить квантовую теорию и теорию относительности, и оно получило название уравнение Дирака.

Поль Дирак Фото: ru.wikipedia.org

В нем была доказана возможность существования антиподов уже открытых на тот момент частиц — электрона, протона и других, и это приблизило человечество к пониманию антивещества, или антиматерии.

Поль Дирак описал электромагнитное поле и взаимодействие частиц в рамках новой теории, которая получила название квантовая электродинамика, или сокращенно КЭД. С годами эта область науки стала необычайно точной.

Пятый Сольвеевский конгресс. Поль Дирак пятый слева во втором ряду
Фото: ru.wikipedia.org

Например, расстояние от Москвы до Нью-Йорка с помощью этой теории можно было бы измерить до сотой или даже миллионной доли миллиметра. Это меньше, чем толщина человеческого волоса.

В своем произведении «Конец науки» (The End Science) Джон Хорган вводит выражение «Нечеловеческая точность» для сравнения теоретических расчетов и опытных результатов, полученных с помощью КЭД. Уравнения Дирака поражают математической строгостью и красотой изложения. Не стану приводить примеров вычислений великого ученого из-за их сложности для читателей. Желающие всегда их могут найти в дополнительной литературе, посвященной данной теме.

Но каким был Поль Дирак в обычной жизни?

Поль Дирак, 1933 г.
Поль Дирак, 1933 г.
Фото: ru.wikipedia.org

История ученого началась в Бристоле (Англия). 8 августа 1902 года родился Поль Андриен Морис, сын Чарльза Адриена Ладисласа Дирака, швейцарского эмигранта и преподавателя французского. Поль оставался всю жизнь довольно молчаливым и замкнутым человеком. Это прежде всего объяснялось особенностями воспитания в семье.

Авторитарная личность отца и уединенность существования семьи превратили дом Дирака в тюрьму. Там не было праздных разговоров, а социальная жизнь была крайне ограничена. Товарищи Дирака по начальной школе рассказывали о его необщительности и скрытности. Поль избегал любых игр (в том числе и спортивных) и мало с кем разговаривал.

Уже учась в Кембридже, куда он поступил в 1923 году, Поль посвящал большинство времени исследованиям и работе. Он пропадал целыми днями в библиотеке и лишь только по воскресеньям совершал длинные прогулки за город. Именно во время этих прогулок ученого посещали блестящие научные идеи.

Стоит также отметить, что КЭД явилась источником самого большого разочарования за всю его научную карьеру. Поль не смог принять способ избавления от бесконечных величин, полученных с его же помощью.

Одним из самых больших друзей Поля был советский физик Петр Капица. Вот что по этому поводу вспоминала жена ученого:

«В 1937 году Дирак привез меня в Россию, где мы побывали у его друга Петра Капицы. Он стал моим героем… незабываемый друг, которого мы оба бесконечно любили и ценили».

Капица получил Нобелевскую премию по физике в 1978-м и умер в 1984 году. Сам Дирак умер также в 1984 году в Таллахаси 20 октября и похоронен там же.

В заключение хотелось бы отметить, что данная статья является лишь очень краткой дорожной картой по огромному волшебному научному миру Дирака. Многие другие сведения желающие смогут найти в специальной литературе и Интернете.

Статья опубликована в выпуске 6.06.2018