Анатолий Пастухов Грандмастер

Кто такие зацеперы?

В каких странах самые отчаянные пассажиры на железных дорогах? Речь пойдет о так называемых зацеперах — людях, которые, рискуя своей жизнью, цепляются за что-либо снаружи вагонов и едут. По сути своей это — не пассажиры как таковые, а хулиганы, грубо нарушающие требования безопасности на железнодорожном транспорте.

Фото: Janke, ru.wikipedia.org

Зацепинг (так называется этот вид езды) распространен почти везде. Разница тут только в масштабах явления. Появился зацепинг в обществе очень давно. Точную дату назвать просто невозможно. Считается, что первые зацеперы были еще на «конке» — транспорте с рельсами, где вагоны тянули лошади. Популярным зацепинг стал с появлением паровозов. Скорости тогда были небольшими, езда снаружи вагонов была неудобна только лишь в непогоду. А поскольку расстояния между станциями были невелики, то за час-полтора езды зацепер особо не уставал, располагаясь на подножке и держась за поручни.

Конка с пассажирами на крыше и подножках, 1870 год
Конка с пассажирами на крыше и подножках, 1870 год
Фото: ru.wikipedia.org

На незаконный вид езды в прежние времена в обществе особого внимания не обращали. Считалось, что зацепинг (тогда он так не рассматривался) представляет собой что-то вроде шутки молодых людей, бравирующих своей ловкостью. Опасной такая езда стала с увеличением скоростей поездов. Прокатиться на «колбасе» с ветерком было уже делом очень рискованным. При неожиданном толчке состава имелся уже определенный риск сорваться и попасть под колеса. Такие случаи стали частыми после того, как скорости поездов превысили 40 км в час.

Тем не менее зацепинг стал массовым явлением в первой половине минувшего века. Способствовало этому то, что в обществе еще не были выработаны меры наказания за нарушение правил железнодорожной безопасности. Пик зацепинга пришелся на 30-е годы прошлого века. Потом начался спад из-за перехода железнодорожного транспорта с паровозной на тепловозную тягу, что резко повысило скорости движения. Удержаться тут снаружи вагона стало делом весьма сложным.

Однако даже и после того, как появились электровозы (скорости достигли 100 и более километров в час), зацепинг не исчез. Сейчас он возрождается не только на Западе, но и в России. Основной мотив тут — экстрим. Некоторая часть молодежи нашла замену наркотикам. Что при этом более опасно — сказать трудно. Случаи травмирования и гибели таких экстремалов стали частыми.

Подростки на хвостовой кабине электропоезда ЭД4 в 2002 году
Подростки на хвостовой кабине электропоезда ЭД4 в 2002 году
Фото: Cyber Trans, ru.wikipedia.org

Незнание железнодорожных схем движения и устройства самих вагонов приводит к тому, что подростки (а порой и более взрослые молодые люди) сбиваются с внешней части вагонов столбами семафоров, ограждениями разного рода оборудования, пролетами эстакад и так далее. Смертельно опасна езда на крышах вагонов железных дорог с контактным проводом, так как там все под высоким напряжением.

Конечно, в мире сохранились еще и старые железные дороги, где используются обычные тепловозы и даже паровозы. Особенно много таких дорог в густонаселенных странах Латинской Америки, в Африке, Индии и в других регионах. Там зацепинг существует не из-за острых ощущений, а преимущественно из-за нищеты населения. Ведь, чтобы так проехать, билет не нужен.

Ну, а рекордсменом по опасной езде является Бангладеш. При территории 144 тысячи кв. км в стране 165 млн. человек населения. Для сравнения: территория Беларуси — 207 тысяч кв. км, 9,5 млн. человек населения. В Бангладеш возможности железнодорожного транспорта не покрывают потребности в нем населения даже на 50%. Кроме того, тут очень низкая платежеспособность. Как итог — поезда густо «увешаны» при отправлении зацеперами.

Такое же можно увидеть в Пакистане, Индии и ряде других южных стран с высокой плотностью населения.

Обновлено 28.05.2018
Статья размещена на сайте 23.05.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: