В августе 1896 года Руаль нанялся матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию под командованием Адриена де Жерлаша. Это был первый и последний раз, когда он был в подчинении, а не руководителем полярной экспедиции.
План экспедиции был такой: подойти к Антарктиде, оставить четверых зимовщиков с нужными припасами и приборами и уйти в Рио-де-Жанейро, где переждать антарктическую зиму, потом вернуться и забрать зимовщиков.
Увы, планам было не суждено сбыться — судно оказалось затерто льдами в море Беллинсгаузена прямо вместе со всеми зимовщиками, и всему экипажу пришлось дрейфовать во льдах в течение 13 месяцев, пока не удалось освободиться из ледового плена.
При этом на судне было всего 4 комплекта полярной одежды — для зимовщиков. Остальные недостающие костюмы для зимующего экипажа судна, по предложению Амундсена, пошили из красных шерстяных одеял. Получилось и броско, и достаточно тепло — для зимовки на корабле вне пределов Антарктиды.
Во время зимовки появилась проблема цинги. Однако экипаж начал охоту на пингвинов — и свежее мясо в рационе решило проблему недостатка витаминов.
В этой экспедиции Амундсен узнал, какое разлагающее влияние на зимовщиков оказывает безделье и к каким последствиям может привести разложение экипажа. Все дальнейшие высокоширотные экспедиции он всегда возглавляет сам, не желая быть подчиненным.
Далее Амундсен начал готовиться к экспедиции для исследования Северо-Западного прохода. Задачей при этом было — пройти вдоль севера Северо-Американского континента, арктическим побережьем Канады и США.
Для того чтобы покорить Северо-Западный проход, он купил в 1901 году подержанную зверобойную яхту «Йоа», переоборудовал ее, поставив небольшой двигатель, и механизировал парусные лебедки. После этого он выходил на ней для проверки ее возможностей в Баренцево море.
Все работы совершались за счет Амундсена. Он влез в огромные долги. Сам писал, что выход яхты в море был совершен ночью в дождь, дабы кредиторы, которым Амундсены к тому времени уже были должны свыше 150.000 крон, не конфисковали корабль в качестве залога.
Со временем эта история несколько изменилась: и не гонялись за Амундсенами кредиторы, требуя вернуть кредиты, и не грозили конфисковать яхту… Амундсен стал героем Норвегии, последним викингом — и оказалось, что в числе добровольных пожертвователей был не только аптекарь Фриц Цапфе, который в начале походов Амундсена действительно ему помогал. Нет, его в списке пожертвователей оттеснили на последнюю страницу списка, а первым в списке добровольных спонсоров экспедиции Амундсена был сам король Норвегии Хокон VII.
Примечание. В то время Норвегии еще и короля никакого не было. Был союз Швеции и Норвегии, будущая столица Норвегии Осло была шведским городом Кристианией.
Экипаж яхты был минимален — всего 7 человек. Яхта прошла Северную Атлантику и часть маршрута Северо-Западного прохода и 9 сентября 1903 года встала на зимовку у острова Короля Уильяма. Как оказалось, на два года. В 1903 году море не вскрылось, а ледокола у Амундсена не было. Зимовка была очень сложной, хотя недостатка в продуктах у экипажа не было.
Была произведена попытка дойти до Северного Полюса, но температура упала до -57 градусов, и после двух с половиной дней похода было принято решение вернуться. Причем если туда собаки, купленные у местных эскимосов, бежали два с половиной дня, то обратно они дотянули сани и путешественников за 4 часа…
В августе 1905 года яхта двинулась дальше, и вскоре в заливе Маккензи на острове Хершел они встретили китобоев, которые там собрались зимовать. Китобои оказались в курсе их экспедиции — один из братьев Амундсенов организовал в США удачную рекламную компанию. Их экспедиция уже стала знаменитой — первое судно, которое, наконец, пройдет Северо-Западным проходом!
В 1906 году они дошли до открытого моря. К этому времени Норвегия стала независимой от Швеции, у нее появился король Хокон VII. Амундсен послал ему рапорт о выполнении цели экспедиции, что в дальнейшем очень помогало ему найти деньги для новых экспедиций.
Так Амундсен стал всемирно известным норвежским полярником-исследователем. Теперь его наперебой приглашали читать лекции и выступать в различных местах, платя за это неплохие деньги, Норвежское Королевское Географическое общество было готово по мере своих скромных возможностей финансировать его новые экспедиции. На очереди была Антарктида…
Несколько лет шла подготовка. И опять, несмотря на некоторую помощь от правительства Норвегии, Амундсен тратил свои деньги. Он задолжал свыше 150.000 крон. Опять. Хотя в этот раз заложил даже свой дом. В качестве посильной помощи сам Фритьоф Нансен дал экспедиции свой знаменитый корабль «Фрам».
Экспедиция ушла в Антарктиду. Амундсен был на грани банкротства, но полон решимости. Он провел пробные походы, зная, что экспедиция Роберта Скотта тоже хочет дойти до полюса. Амундсен через газеты бросил Скотту вызов.
В январе 1911 года «Фрам» подошел к Антарктиде. Был намечен маршрут похода до полюса и сделан пробный поход по Антарктиде. В самой дальней точке выхода был оставлен склад — для будущего похода. К этому времени антарктическое лето закончилось. Норвежская экспедиция зазимовала на месте высадки.
В следующий сезон был еще один поход к полюсу. Его называют неудачным, но экспедиция оставила еще один склад намного ближе к полюсу. А затем был победный поход. Амундсен успел первым. Пусть к Северному полюсу он не успел, американец Роберт Пири опередил, но уж тут он точно оказался первым!
В следующей экспедиции Амундсен не знал проблем с деньгами. Специально для нее — Амундсен хотел пройти «Северо-восточный проход», как тогда называли Севморпуть — ему было построено судно «Мод», улучшенная версия «Фрама», сделанная с учетом проблем эксплуатации корабля Нансена. Амундсен прошел здесь в две навигации, зазимовав у мыса Челюскина, почти дойдя до конца маршрута — Берингова пролива. Экспедиция прошла в 1918—1919 годах.
И опять — турне по США, поездка в Лондон, выступления. И новая любовь — авиация. Увлечение авиацией довело Амундсена до банкротства, было описано все его имущество, в том числе и дом. От окончательного краха всей жизни великого полярного исследователя спас американский миллионер, пожертвовавший ему сумму денег, достаточную и для покрытия долгов, и для покупки самолетов для планируемой воздушной экспедиции, а также для их переделки и последующей эксплуатации.
В 1925 году под руководством Амундсена была осуществлена воздушная экспедиция на Северный полюс. До Шпицбергена два самолета доплыли на корабле, а оттуда, с экипажем в 3 человека на каждом, вылетели на Северный полюс.
Им удалось долететь и сесть примерно там — насколько позволяли исчислить их положение тогдашние приборы. При посадке оба самолета были повреждены, но один — фатально, а второй мог бы взлететь, если для него будет подготовлена полоса для взлета, но не хватало бензина для возвращения. С огромными трудностями самолеты садились порознь и с трудом нашли один другого, их разделяло несколько километров торосистого льда.
Участники экспедиции сумели переправить бензин на исправный самолет и смогли взлететь и долететь за 8,5 часов почти до самого Шпицбергена. Они сели в группе Семи островов.
Норвегия встречала их как победителей.
В 1926 году Амундсен на дирижабле «Норвегия» с экспедицией Умберто Нобиле совершил трансполярный перелет. От Шпицбергена до Америки. Они пролетели даже над Северным полюсом. Быстро и вроде бы просто.
Характер у Амундсена и в самом начале его путешествий был очень сложным. Не сахар характер был. В каждой экспедиции он ссорился с кем-то из ее состава. Вплоть до того, что иногда выгонял кого-то из экспедиции.
В конце жизни он стал совершенно невыносим, наделал ужасную массу долгов, пытаясь обеспечить новые высокотехнологические экспедиции, и поссорился не только со своими сподвижниками, но даже со своими братьями.
В 1939 году молодой и не знаменитый тогда еще поэт К. Симонов написал в его честь пронзительное стихотворение «Старик. Памяти Амундсена», в котором как-то угадал его настроения «под старость», его протест против того, что он больше не мог делать то, что он любил делать больше всего — открывать новые земли в полярных областях планеты, бороться с морозами и туманами, с холодными ветрами и преодолевать себя и сопротивление полярной природы.
В 1928 году на дирижабле «Италия», однотипном с «Норвегией», Умберто Нобиле пытался повторить свой трансполярный перелет. Дирижабль вдруг пропал. Стало ясно, что произошло несчастье. Амундсен кинулся на помощь. Он попытался найти место падения дирижабля на гидросамолете Латам-47. Самолет тоже пропал. Но его обгоревшие обломки были найдены рыбаками в море.
Обломки идентифицировали — это был кусок крыла того самолета, на котором Амундсен вылетел на помощь итальянской экспедиции.
…Нашел кусок его бессмертной славы
Обломок обгоревшего крыла…
Вся жизнь — как одна большая полярная экспедиция. И даже умер во время спасательной экспедиции.
В Антарктиде в честь Амундсена названы море, гора и ледник. Работает там и полярная станция Амундсен-Скотт. В Северном Ледовитом океане есть залив Амундсена, а на дне его — котловина Амундсена. На Луне есть море Амундсена, а одну из малых планет назвали в его честь еще в 1926 году.
Какое замечательное ессэ об АмудсЕне ! Это называется "кОротко и подробно"
Каких знаний о Земле не хватало бы сейчас без таких экстремных экспедиций? Почему сейчас нет рейсов в США и КАнаду через Северный полюс? А сколько было восторгов и надежд после такого перелёта экипажа В. Чкалова ?
Оценка: 5+ !
0 Ответить
Сергей Дмитриев, мне казалось, что ВСЕ самолеты, которые летают из США-Канады до Европы - летают именно этим маршрутом.
Экономика правит бал.
Был как-то скандал еще во времена СССР - самолет не то отклонился куда-то к югу, тратя лишнее топливо - лишь бы случайно пролететь над базой советских ракет.
Но отклонялся они именно к югу с трассы над Северным Ледовитым океаном
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, насколько именно, хорошо бы посмотреть по карте. В дискуссии о "плоской" Земле приводились примеры парадоксальных маршрутов, вопреки экономике по длине трасс.
Я не пригород Копенгагена в таких замысловатых вещах. Всегда ли "над Северным Ледовитым океаном" означает и над Северным полюсом ? Вот У чём вопрос.
0 Ответить