Во время строительства знаменитого собора сюда проложили несколько каналов, по которым доставляли глыбы мрамора из далёких каменоломен. Каналы выполняли ещё одну важную роль: поили город водой из альпийского озера Комо.
По-итальянски «каналы» — «навильи». Так стали называть юго-западную окраину города, куда приходили по воде баржи с грузом.
Каналов в этом районе было довольно много. Милан считался вполне серьезным портом, хотя не стоял ни на берегу моря, ни даже на берегу большой реки. А круговой канал выполнял не только транспортные функции, но был еще и частью городских укреплений, защищавших центральную часть города.
Легенды о том, что водные каналы были созданы по проекту Леонардо да Винчи — это, скорее всего, легенды. Основные каналы были построены гораздо раньше. Но, конечно, Леонардо, который состоял на службе у миланского герцога, будучи не только художником, но также строителем и инженером, живо интересовался проведением водных путей. Вполне возможно, что он участвовал в строительстве канала Навильо Мартезана, подводившего воду из реки Адда к северо-восточной части Милана. Среди его набросков есть рисунки шлюзов, но точных подтверждений того, что он еще и в строительстве миланских каналов участвовал, нет.
Навильи были районом непрезентабельным. О судьбе Венеции или Амстердама они не мечтали. Но времена меняются, и все меняется вместе с ними. Навильи из грязных припортовых кварталов превратились в одну из городских достопримечательностей, блестящую приманку для туристов. Быть в Милане и не сходить в Навильи — все равно, что не попасть на Арбат, будучи в Москве.
Впрочем, сравнение с Арбатом не вполне правильное. Сама эта московская улочка не очень длинная, минут за двадцать всю ее пройдешь. Творческая и интеллигентная публика, заселявшая Арбат и приарбатские переулки, в течение XX века была выбита и выселена. Ее место в престижном районе заняли «государевы служащие».
Советская жизнь не способствовала возникновению здесь легкомысленных кафешек и «блошиных рынков». В конце 1960-х годов бόльшую часть торгово-развлекательной нагрузки принял на себя Новый Арбат — проспект Калинина. В годы перестройки здесь попытались обосноваться уличные художники и торговцы всякими фенечками, но это мешало «сурьезной» жизни «сурьезных» людей.
Так что Арбат, как место для развлечений, сдох, превратившись в выставку памятников и мемориальных досок. Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое страдание…
Не то произошло в Навильях. Район почистили и отремонтировали. Кое-какие каналы, превратившиеся в сточные канавы, засыпали. В результате этих работ в районе осталось два канала: большой, Навильо Гранде, и Павийский, Навильо Павезе. Два этих канала соединяет озеро Дарсена. Когда-то здесь были доки, а теперь просто водное пространство. Причем не только для обзора. В Навильях находятся несколько гребных клубов. Так что миланские каналы — совсем не музейные.
Да, совершенно не музейные. Кроме барж по большому каналу туда-сюда курсирует прогулочный катер. Конечно, здесь не Венеция и не Санкт-Петербург, но кто хочет, может покататься. А кто не хочет, может устроиться за столиком на набережной. По вечерам, начиная с пяти часов почти все кафе работают в режиме «аперитива»: за питье платишь, а закуска бесплатная.
Закуска бывает разная, на все вкусы. В некоторых барах она исключительно вегетарианская и даже веганская. Все условия для того, чтобы пить неторопливо алкогольный или безалкогольный коктейль, наблюдая, как так же неторопливо проходит мимо тебя жизнь, прекрасная во всех своих проявлениях.
О бренности сущего напоминает колокольный звон с местной церкви святого Христофора. Святой Христофор неспроста курирует этот район, он — покровитель путешественников. В наше сложное время этот святой, чье имя можно перевести как «Несущий Христа», опекает также и автомобилистов. А почему бы и нет? На многих иконах святого Христофора изображают в качестве перевозчика младенца Христа на собственной спине. У церкви святого Христофора высокая колокольня, которая когда-то сигнализировала экипажам: Милан уже совсем недалеко.
Под магазины и кафе в Навильях отведены цокольные этажи домов. А каждое воскресенье здесь возникает блошиный рынок. Здесь торгуют всякой странной всячиной, иной раз — удивительной, но всегда привлекательной. Глядя на эти предметы, порой хочется открыть какой-нибудь музей. Дело организовано совсем не по-любительски: громоздкие предметы на неширокую набережную вдоль каналов в начале дня привозят, а в конце дня увозят грузовые фургоны. Судя по всему, работа старьевщиков приносит доход, если у них есть деньги на аренду грузовиков.
В квартале стоит не только посидеть за рюмочкой аперитива. Можно неспешно (а как же еще?) прогуляться по улицам между домами. Обнаружить, что от Большого канала отходит маленький каналец, образующий переулок Прачек (Виколо ди Лавандаи). Здесь сохранились каменные прачечные, где стирали белье аж до 1950-х годов. Прачки стояли на коленях на деревянном поддоне у этого маленького канала, а одежду раскладывали на камнях. И кстати, профессия прачки в Милане была мужская. Цех этот существовал с начала XVIII века. В начале XX века здесь для сушки белья даже построили центрифугу, как в современных стиральных машинах. Ее можно увидеть в доме номер 6 Переулка Прачек.
В начале переулка, там, где нынче расположился ресторан, раньше находилась аптека. Здесь продавали мыло и отбеливатель для стирки.
Как попасть в Навильи? Проще всего на метро: станция Porta Genova по зеленой линии. Сюда ходят и трамваи. Да, в Милане есть развитая трамвайная сеть, которую обслуживают не только современные вагоны, но и вполне себе потрудившиеся ветераны. Трамвай — своеобразный символ Милана, и его часто изображают на сувенирных магнитиках.
Спасибо!
Упоминание о Навильо Гранде навеяло приятные воспоминания о Милане, которые не смогли разрушить даже экспрессивные итальянцы, устроившие очередную забастовку в центре города. "Блокада!",- как отвечали местные таксисты, отказывающиеся куда-либо ехать.
Но когда пройдёшь пол-города пешком(даже с вещами), понимаешь, что из машины ты бы не увидел всей прелести этого прекрасного города!...
Оценка статьи: 5
0 Ответить