Кто-то просто разуверился в ценностях, казавшихся ему незыблемыми и истинными. Кто-то, провозгласив себя новым святым, или пророком, умело подбирает себе паству среди заблудших и сомневающихся душ и лепит из них послушное стадо для каких-то своих, собственных целей. Всё происходит каждый раз по-своему.
А дальше кто-то, прячась от преследований, спускается в катакомбы, тайные храмы и молельные дома, кто-то изгоняется из общества, или идёт на мученическую смерть. А где-то наоборот: новая вера прививается, овладевает умами и даёт всходы в душах людей. Тогда воздвигаются новые храмы.
Всё зависит от времени, особенностей религии и состояния веротерпимости в стране и обществе.
Вот с этим-то американским представителям сведенборгианцев как раз, несомненно, повезло. Именно на «Пенсильванщине», основанной квакерами, проповедующими равенство всех людей, нетерпение к насилию и толерантность, угнездились они в окрестностях «города братской любви» — Филадельфии.
Сама эта протестантская секта, носящая гордое наименование «Церковь Нового Иерусалима» («Новая Церковь»), названа в честь шведского учёного и теософа-мистика Эммануила Сведенборга (1688−1772). Учёный был известным естествоиспытателем и в своих умозаключениях постоянно доказывал первородство и примат духа над материей.
В отличие от многих мессий, Сведенборг никогда не пропагандировал своё учение, а только изложил его в теоретических трудах как своеобразное видение и осмысление идеи христианства. После сильнейшего духовного кризиса у него появились «видения» и «голоса», которые он подробно фиксировал и записывал. В результате было создано мистическое учение, изложенное в трёх десятках книг (восьмитомник «Небесных секретов», «Новый Иерусалим и его небесная доктрина», «Земли во Вселенной», «Небеса и Ад», «Истинная христианская религия», «Апокалипсис проявился» и др). Автор утверждал, что вступил в прямой контакт с духовным миром и небесными ангелами, которые подтвердили правильность хода его мыслей.
Книги нового провидца разошлись священнослужителям, учёным-теологам и в университетские библиотеки, вызвав естественный всплеск интереса к новому видению и изложению Священного Писания.
Утверждалось, что действующие церкви исказили за прошедшие столетия первоначальное значение Слова Божьего. Троицу, по его мнению, необходимо было воспринимать как три свойства одного и того же лица: Иисуса Христа, с воплощением в нём Отца, Сына и Святого Духа. Небеса и ад предлагалось рассматривать не как место, а как состояние. Душа человека, превратившись после смерти в свободный дух, сама выберет, куда ей идти: к добру на небеса, или к злу в ад, поэтому каждый добровольно и свободно волен искать истину.
Свободолюбивое откровение довольно быстро обрело последователей, образовав религиозное течение. Первая сведенборгианская «Новая церковь» была основана в 1787 году в Англии, а потом приходы стали возникать как грибы после дождя во многих странах и частях света.
Новое, оно ведь всегда привлекает пытливый ум. А уж тем более стоит уверовать, если по сведенборгианскому учению Страшного суда теперь ожидать в страхе и смирении не стоит, поскольку он уже произошёл в 1757 году в присутствии самого Сведенборга.
Идея, что именно человек ответственен за свою судьбу и что люди сами выбирают свою дорогу, как нельзя удачнее смогла воплотиться в Брин-Атинском соборе «Новой Церкви», расположенном в замечательных, редкой красоты окрестностях Филадельфии.
Честно говоря, оторопь берёт, когда сворачиваешь с Hintington Pike, видя указатель «Bryn Antin Cathedral», и видишь величественное сооружение из серовато-бежевого гранита, на вид — ни дать, ни взять — древний замок, прочно впаянный в пейзаж пологих холмов на горизонте, укрытых неукротимой зеленью лесов. Вмиг ощущаешь в этом месте полную гармонию природы и цивилизации, единство материи и духа, причём без всякого примата одного над другим.
Собор был построен в 1919 году на землях члена секты, промышленника Джона Питкерна, президента крупнейшей американской компании по производству изделий из стекла. Основное финансирование шестилетнего строительства взял на себя сам Джон, а руководил строительством его сын Раймонд.
Метод строительства был не совсем обычным. Ни расчётов, ни проектов сооружения не было, да и сам Раймонд не имел ни опыта, ни строительного образования. Методом проб и ошибок, по рисункам, эскизам и масштабным моделям, обсуждаемым единоверцами, производились все основные работы. Причём в процессе обсуждения вносилась масса неожиданных и оригинальных предложений по фасадам, куполам, высоченным готическим аркам, светильникам и внутреннему убранству собора.
В результате появилось действительно уникальное, живое и запоминающееся сооружение, ведь в конструкции здания во многом отсутствует симметрия. Каждый элемент собора, каждая фасадная стена или окно, каждая деталь неповторима и отлична от других.
Витражи, установленные в стрельчатых окнах созданы по средневековой технологии с добавлением окислов металлов и цветных пигментов. Солнце так и играет, переливаясь всеми цветами радуги на стенах и самых укромных уголках храма.
Кованые металлические решетки, ручки и петли дверей кажутся пришельцами из далёкого-далёкого прошлого…
Над цветниками и узорно подстриженными кустами порхают бабочки и пролетают многочисленные птицы.
Солнечные часы в центре лужайки неотвратимо накручивают своей стрелкой cветотени спиральную дорогу в вечность. Кому — вверх, в небеса, кому — в бездну…
Энергия храма и окружающего пространства зашкаливает.
И над всем этим великолепием разносится мощный звук органа, переливающийся в громадных залах от мраморного пола к мощным деревянным стропилам крыши, колыхающийся в тенистых внутренних двориках и нехотя, медленно уплывающий вдаль, к той недосягаемой полоске, где зрительно сливается с небесами наша грешная земля.
Не хочется вдаваться в теологические рассуждения о правильности духовного выбора и о преимуществе или недостатках одного верования или другого. Да и людей, обладающих «способностями» Сведенборга, мир знал и знает довольно много. Это медиумы, спириты, или некроманты, общающиеся, якобы, с душами умерших людей, или пишущие свои труды под диктовку этих сущностей. Такими способностями обладали Рудольф Штайнер, Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Карл Густав Юнг, Елена и Николай Рерихи и многие другие.
Что уж там говорить о мнении материалиста Гегеля на подобного рода практику, если даже идеалист Иммануил Кант изрядно «оттоптался» по поводу подобного общения с миром духов ещё при жизни Сведенборга, сделав, по сути, вывод о душевной невменяемости коллеги в ироническом эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Как говорится, «Бог им судья!»
Хочется сказать о другом. О сугубо материальном следе, уже оставленном сведенборгианцами на американской земле. О замечательном соборе «Новый Иерусалим» в Брин Атине, который превратился в подлинную достопримечательность всего штата Пенсильвания и прелестное украшение, ладно сидящее на сшитом лучшими мастерами Америки платье Филадельфии.
Запоминающаяся церковь.
Как-то с большим неуважением отношусь к наркодилерам в рясах и подрясниках. Понимаю, что нынче подобное отношение - не комильфо, но, увы... Что есть, то есть.
В общем, не люблю я их. Но едешь по трассе, едешь и вдруг - бац! В пределах видимости - архитектурная жемчужинка деревянного или каменного зодчества. И как тут не остановиться?! Красота ведь. Самая настоящая. Остановишься, походишь вокруг, пофотографируешь. А домой приедешь, пороешься в интернете и через два раза на третий, обязательно нароешь что-то интересное о том, чем ты накануне восхищался...
Вот, например. Архиерейская церковь Иоанна Богослова с шатровой колокольней (1932, архитектор Юхани Оскари Виторе Виесте, г. Сортавала, Республика Карелия). Ну, кто бы мог сказать, что это - ПРАВОСЛАВНАЯ церковь?!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кость, а это из той же серии, подмеченной так лихо твоим пытливым глазом...
Вот откуда на земле США могут быть средневековые замки?
Индейцы же только «фигвамы» строить умели...
Ан нет!
Стоят средневековые!!!
Вот поэтому останавливаешься.
А остановившись, удивляешься...
А уже потом- информация...
Интернет...
0 Ответить
Как-то, уже и не помню где, вычитал, что всем своим научным открытиям человечество обязано такой черте характера любого из нас, как любопытство. Поэтому, кто его знает, может где-нибудь в другой жизни быть нам с тобою, Володя, большими учеными!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лишь бы не мухами, Кость!
Мы тут с Ирой как-то отдыхали в Шри Ланка. Так эти буддисты так трогательно к мухам относятся!
Не убивают, подкармливают...
Мол, они тоже людьми, наверное, были.
Так что кем угодно, Кость, но- чур не мухой!!!
0 Ответить
Договорились, Володя!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Или вот. Церковь Иконы Божьей Матери Знамение (Знаменская церковь, 1810, архитектор неизвестен, с. Палтога, Вытегорский р-н, Вологодской обл.). Ну, как у такой не остановиться?!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Село Палтога, Знаменская церковь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Володя, мне и членам моей семьи - точно понравилось!Замечательно!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить