Слово Чертоза для русского уха созвучно со словом «чертоги». Созвучие абсолютно ошибочное. Чертоза — никоим образом не роскошные покои, а строгая монастырская обитель.
По-французски такая обитель называется «шартрёза», а сами монахи, живущие в ней — «картезианцами», или «чертозинцами». Главная цель монахов этого ордена — поиск диалога с Богом; Бога искали в тишине уединения, занимаясь трудом и наукой.
Первая обитель картезианцев называлась «Великая Шартрёза» и находилась в альпийских предгорьях неподалеку от города Гренобля. Для того чтобы выжить в тамошних суровых условиях, приходилось много работать. Молитва и чтение святых книг не давали опуститься в этой тяжкой работе до животного уровня. Жизнь картезианцев не походила на санаторий, а посему, как и всякая самоотверженность, удивляла и вызывала уважение мирян.
Божий голос слышнее в местах пустынных и тихих. Поэтому картезианцы выбирали для своих монастырей именно такие глухие места. Вот и обитель Certosa di Pavia построена вдали от мирской суеты, посреди полей Ломбардии, вблизи небольшого города Павия и на значительном (для средневекового человека) удалении от Милана.
Но сейчас масштабы другие. Коли судьба занесла в Милан, потрясающей красоты обитель достойна посещения. Совершить сюда паломничество несложно, и займет поездка один день.
От Милана до платформы «Certosa di Pavia» езды около получаса. Ехать следует не от центрального вокзала Милана, а от станции Rogoredo, до которой можно добраться по желтой линии городского метро. Поезда же, следующие от центрального вокзала, Milano Centrale, на станции Certosa di Pavia не останавливаются.
Как это ни покажется странным, поиски Бога монахами-картезианцами можно понять на собственном примере.
…Вот поезд из Милана улетел с грохотом в сторону Павии, оставив тебя в той самой тишине, в которой, вероятно, и стоит говорить с Богом. А ты, испив эспрессо в пристанционном кафе, выходишь на дорогу и видишь Чертозу в первый раз. Оценив ее высоту, понимаешь, что она не только велика, но и далека. И напрямую к ней не пройдешь, на пути высоченный забор. Так что — смело вперед по грунтовой дороге.
На дороге ты один под небом. С правой стороны — вполне современный завод комбикормов, но он не в счет. И старые ворота в обитель, давным-давно заколоченные и потому вовсю заросшие диким виноградом — тоже не в счет. При некотором старании из старых деревяшек можно вытащить крупноразмерный гвоздь, который в иные времена мог бы послужить реликвией в церкви какого-нибудь городка. Но это не для нас.
И, когда разветвляется дорога, мы смело уходим в сторону, противоположную той, где суетятся на комбикормовом заводе люди. Ибо стремимся к высокому. Под сень столетних могучих лип, туда, где под мостками журчит ручей! А с левой стороны — по-прежнему кирпичная стена в три человеческих роста.
И снова поворот дороги, и уже видны вдали ворота обители. Дошли?
У ворот какая-то мелочная торговля. Но нас земное не волнует. Мы проходим в ворота, мимо плакатика, провозглашающего главную ценность в этом интересном месте, тишину. Silenzio!
О, как тяжело выполнить запрет на громкие крики восторга, пройдя во двор Чертозы!
Павийскую Чертозу строили 100 лет: с 1396 года по 1497. За это время коренным образом поменялась архитектурная мода. Поэтому у большой и строгой готической церкви, сделанной, как многие ломбардские замки и соборы, из красного, хорошо обожженного кирпича, появился легкий мраморный фасад, скопипащенный откуда-то из Флоренции. Фасад, украшенный обильной и филигранной резьбой. По мраморному этому фасаду можно было бы изучать священное писание так же, как по статуям миланского Дуомо.
Внутри такое же разностилье, но не раздражающее, а радующее глаз. Крестообразный готический свод, расписанный под звездное небо, и высокий центральный купол расписанный фигурами святых в стиле Возрождения, дополняют друг друга и тянут взгляд вверх. Церковь с роскошным мраморным алтарем, с расписными стенами и резьбой по дереву на скамьях молящихся. Мраморные же надгробные памятники донаторов строительства, членов семей Висконти и Сфорца.
Тщательность отделки и красота работы впечатляют. Многие работы выполнялись самими обитателями монастыря. Поэтому в итальянский язык вошло слово «certosino», «картезианский» — в смысле тщательной и долгой работы, требующей терпения и еще раз терпения.
Из церкви — выход собственно в монастырь. Здесь два квадратных двора. В одном находятся различные монастырские службы и трапезная. В трапезной монахи-картезианцы встречались друг с другом единственный раз в неделю, в воскресенье. Здесь резная деревянная мебель, а на одной из стен — изображение тайной вечери, картины, соответствующей назначению помещения. Так что не один великий Леонардо разрабатывал этот сюжет.
Большой двор — это собственно монастырь. Здесь размещены 24 кельи картезианцев. Они нумеровались буквами латинского алфавита, от A до Z, и монахи, в них проживавшие, тоже брали себе имя, начинавшееся с соответствующей буквы.
Каждая келья — достаточно удобное жилище из трех комнат. Одна комната для работы, вторая — для еды и сна, третья — для молитвы. Рядом с кельей — сад, огражденный высоким забором. Здесь, да еще в мастерской, монах занимался физической работой. Вся неделя — в молчании и в молитве. Даже еду монаху передавали с помощью специального поворотного устройства, исключающего всякую возможность общения с внешним миром.
Посетить церковь и монастырь можно только в сопровождении местного монаха. И здесь приходится полагаться на удачу. Будет свободен монах — будет экскурсия, нет — значит, такова воля Божья. Поэтому самый неподходящий день для посещения — воскресенье, а самый подходящий — скорее всего, суббота. Экскурсия бесплатна, но хорошим тоном считается в конце ее пожертвовать десяток евро.
Выход из монастыря — через магазинчик, в котором продаются плоды трудов местных монахов. В ассортименте ликеры, конфеты, джемы, мыло и разнообразные растительные чаи, как говорят, лечебного действия.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...