• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как появилась фотография?

Остановись мгновенье, ты прекрасно!
Гете, «Фауст»

Древнейшие петроглифы, сохранившиеся в местах, где человек разумный жил задолго до того времени, как от охоты и собирательства перешел к земледелию, показывают нам, что желание остановить мгновенье было у людей всегда. Уже многие тысячелетия назад наши дальние пращуры аккуратно острыми цветными камешками на стенах пещер запечатлевали сцены охоты.

Фото: trinhkien91, pixabay.com

И даже сейчас — ни то для каких-то магических ритуалов, ни то для удовлетворения своих эстетических запросов — вешаем мы на стену картины или фотографии!

Еще древние китайцы изобрели известную нам камеру-обскуру, что в переводе с латыни означает «темная комната» (camera obscura). Философы китайской школы философии Мо-Цзы еще в V веке до н.э. упоминали об эффекте обскуры: если затенить комнату, а в шторе проделать маленькое отверстие, то на противоположной стене появится перевернутое изображение вида из этого окна.

Камера-обскура
Камера-обскура
Фото: Источник

Много позже в истории фотографии, уже в X веке н.э., в Басре жил ученый Ибн ал-Хайсам, который наблюдал Солнце посредством обскуры. Он ставил палатку из плотного полотна, делал маленькое отверстие в стенке — и на противоположной стенке появлялось изображение Солнца.

В Средние века обскуру использовали для наблюдения солнечных затмений ученые Европы, среди которых был сам Роджер Бэкон. Обскуры начали использовать художники для создания пейзажей.

Роджер Бэкон
Роджер Бэкон
Фото: ru.wikipedia.org

То есть, как получать изображение, люди знают уже больше 2500 лет. А вот его сохранять (не обводя все вручную) научились только около 200 лет назад.

История изобретения нетороплива — шли века, надежда человечества остановить мгновенье была еще недостижима. В 1694 году Вильгельм Хомберг описал первые фотохимичекие реакции, среди коих была и реакция на свет нитрата серебра.

Наконец в 1725 году немецкий ученый Иоганн Гейнрих Шульце заметил и описал факт, что при попадании лучей света на белую смесь, в которую входил и нитрат серебра, вещество быстро темнеет.

В 1733 году Честер Мур придумал первый линзовый объектив.

В 1777 году шведский ученый Карл Шееле установил, что обработка экспонированного нитрата серебра парами аммиака стабилизирует его состояние. Увы, последний шаг в изобретении фотографии (на пластинку нанести состав из нитрата серебра и засветить его в камере-обскуре, а потом обработать парами аммиака — и изображение будет стабилизировано) он не сделал.

Жозеф Нисефор Ньепс
Жозеф Нисефор Ньепс
Фото: ru.wikipedia.org

Француз Жозеф Нисефор Ньепс был глубоко штатским человеком и очень любил проводить исследования и изобретать. Он родился во Франции в революционную эпоху, и судьба здорово закрутила его жизнь — он в 1792 году поступил солдатом в революционную французскую армию. Воевал в Италии и Сардинии, дослужился до офицера и, по состоянию здоровья, ушел в отставку. С 1795 года он осел в Ницце, поступил на государственную службу, женился. И стал изобретать.

Изобрел двигатель внутреннего сгорания и продемонстрировал его — моторчик двигал по Сене лодку. Никто не заинтересовался, парусники были надежнее.
Начал изобретать фотографию. Сначала он производил опыты с хлористым серебром, но не нашел способа превратить негатив в позитив и отказался от использования соединений серебра в своих опытах. Зато нашел оригинальный процесс фиксации изображения — свет падал на медную пластинку, покрытую битумом, давая сразу позитивное изображение. Экспозиция длилась много часов.

В 1822 году сделал первый в мире фотоснимок — «Накрытый стол», который, увы, не дожил до наших дней. Самый первый снимок, существующий поныне, он сделал в 1826 году — «Вид из окна в Ле Гра». Экспозиция фотографии длилась 8 часов.

Гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», отпечатанная с литографического клише
Гелиогравюра «Вид из окна в Ле Гра», отпечатанная с литографического клише
Фото: Joseph Nicéphore Niépce, ru.wikipedia.org

Далее исследования фотографии Ньепс вел вместе с Жаком Луи Дагерром. А после смерти Ньепса исследования стал вести его сын. Дагерр открыл, что есть возможность проявить скрытое изображение на посеребренной пластинке с помощью паров ртути.

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии Наук было сообщено об открытии Ньепсом и Дагерром фотографического процесса, названного впоследствии дагерротипией. Начался век фотографии. Фотография тогда была еще даже не искусством, а скорее чудом: можно было получить хороший результат, но проще было все испортить, не получив ничего.

Дагеротипный портрет Луи Жак Манде Дагерра, 1844 год
Дагеротипный портрет Луи Жак Манде Дагерра, 1844 год
Фото: Jean-Baptiste Sabatier-Blot, ru.wikipedia.org

Для получения изображения нужна была экспозиция в десятки минут. Именно поэтому первые известные нам фотографии — пустынные пейзажи. Фотограф экспонировал светочувствительную пластину от полчаса до часа. Люди, проходившие в это время по улице в месте, где делался дагерротип, просто не успевали зафиксироваться на нем.

В те же годы над фотографией в Англии упорно работал Уильям Генри Тальбот. Он придумал, а затем усовершенствовал калотипию — процесс из двух этапов, когда в ходе первого получается негативное изображение, а уже с негатива можно получить позитивные копии — много фотографий, а не одну, как получалось при дагерротипии.

В 1840 году в Нью-Йорке Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли первое в мире портретное фотоателье. Снимали здесь оригинальным фотоаппаратом Уолкотта для дагерротипии с только что изобретенным объективом Йозефа Максимилина Пацваля. Для обеспечения неподвижности фотографируемого в течение всей экспозиции, длившейся много минут, человека сажали в кресло, голову удерживали неподвижно специальными держателями. Моргать было можно, но при этом нужно было смотреть в одну точку все время съемки. Однако люди все равно были в восторге.

Спрос рождает предложение. И в Европе, и в Америке появились многочисленные фотоателье, использовавшие как дагерротипию, так и калотипию.

Самый ранний фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году
Самый ранний фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году
Фото: ru.wikipedia.org

Фотография все дешевела. Серебряные пластинки стали сначала посеребренными, потом стеклянными, покрытыми светочувствительным слоем. Пыточное многоминутное ожидание сменилось яркой вспышкой магния. Раз — и готово!

В конце XIX века в фотографии прочно утвердился двухэтапный мокрый коллодионный процесс, вытеснивший и дагерротипию и калотипию, а наряду со стеклянными фотопластинками начали использовать целлулоидную ленту.

В 1888 году Джордж Истмен создал бокс-камеру Кодак, использовавшую рулонную целлулоидную пленку. Так началась любительская фотография.

Бизнес-процесс первой любительской фотографии был просто гениален!

Джордж Истмэн на палубе парохода. Снимок сделан фотоаппаратом «Кодак» № 1
Джордж Истмэн на палубе парохода. Снимок сделан фотоаппаратом «Кодак» № 1
Фото: Frederick Church, ru.wikipedia.org

Камера стоила всего 1 доллар! Человек выкладывал доллар, получал заряженную камеру. Снимал. Отсылал камеру с экспонированной пленкой в компанию Истмена — и всего за 10 долларов получал обратно перезаряженный фотоаппарат, проявленную пленку и позитивные фото с пленки, сделанные контактным способом.

Сам фотоаппарат — $ 1, а один раз проявить и отпечатать — уже $ 10!

Использовалась фотопленка шириной 60 мм, так что рассмотреть снимки было очень удобно, стандарт фотопленки с кадром 24*36 мм сложился уже в 20−30 годы.

Одноступенчатый фотопроцесс был запатентован еще 1923 году. Он позволял сразу после экспозиции получить позитивный бумажный фотоснимок. Увы, разработка коммерческого использования сильно затянулась. Лишь в 1948 году начался массовый выпуск фотоаппаратов «Полароид»: навел, нажал на спуск, из фотоаппарата выползла лента снимка, все само проявилось за пару минут — и фотография готова. Ничего никуда не надо отсылать и самому ничего не надо делать — все делается автоматически.

Фотоаппарат Polaroid Highlander Model 80A
Фотоаппарат Polaroid Highlander Model 80A
Фото: ru.wikipedia.org

В конце XX века фотография была на пике. Миллионы туристов в отпусках или в путешествиях делали сотни миллионов снимков — и одноступенчатого процесса, и на многочисленные пленочные камеры. Миллионы фотоателье по всему миру едва успевали проявлять пленки и печатать с них фотографии. Десятки и сотни миллионов фотоальбомов по всему миру сохраняли самые разнообразные истории — и «как мы провели эти выходные», и как экспедиция покорила Эверест.

Бизнес процветал. И никто не ждал скорого его краха из-за появления цифровой фотографии, но…

Прототип видеофотоаппарата «Sony Mavica». 1981 год
Прототип видеофотоаппарата «Sony Mavica». 1981 год
Фото: Morio, ru.wikipedia.org

В 1984 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе корреспондент газеты «Yomiuri Shimbun» сразу после соревнования по модему переслал в редакцию снимки, сделанные им при помощи видеофотоаппарата «Canon RC-701».

В 1991 году выпущен первый профессиональный фотоаппарат «Kodak DCS100». Фото он сбрасывал на внешний диск весом 5 кг, поставляемый отдельным блоком. Начало было положено.

В 1995 году появилась первая цифровая мыльница «Casio QV-10». Спрос на новые изделия оказался ошеломляющим. Все фирмы кинулись удовлетворять его.

С тех пор прошло чуть больше 20 лет. Цифра выиграла. Что будет дальше?

Статья опубликована в выпуске 31.07.2018
Обновлено 14.11.2019

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень хорошее изложение истории фото ! Такой неукротимый прогресс был не только в фотогафии.
    Удручает только "прогресс" в способах массового убийства человеков.Этот феномен недостаточно осознаётся. А ведь кажется, из-за чего воевать, если серийно выпускаются швейныее машинки, застёжки молния и липучки, не говоря уже об интернете и самолётах.
    Как дотошному знатоку истории техники, автору предлагается раскопать историю столетней давности о попытках в Швеции заменить дифференциал ведущего моста автомобиля на обгонные муфты в ступицах колёс. Оценка:5