Экспозицию Кижей не сравнить с теми же, например, архангельскими «Малыми Корелами», где можно неделю ходить, и то — навряд ли всё досконально осмотришь: Каргопольско-Онежский, Двинской, Мезенский, Пинежский сектора, в каждом из которых и жилые, и нежилые хозяйственные постройки, и культовые сооружения. А ведь когда последний раз был там лет пять назад, предполагалось создать ещё Поморский и Важский сектора. Может, уже и создали.
А у нас… Хорошо, если за четыре часа от прихода и до отхода «Метеора» успеешь осмотреть сектор «Русские Заонежья»! Да-да, четыре часа. Время посещения острова жестко привязано к расписанию «Метеоров», что идут из Петрозаводска на Кижи.
Ну, и дополнением к этому очевидному минусу: Кижи — достаточно дорогое удовольствие. Взрослый билет на «Метеор» — 3450 рублей с человека, детский — 2200. Пообедать на острове (3 часа на дорогу туда-обратно, плюс на острове, проголодаться успеете) — 700 рублей за уху, жаркое по-карельски, чай с выпечкой. Вот и считайте.
Поэтому, когда ко мне из-за пределов Карелии приезжает кто-то из друзей, я засовываю его в машину и выезжаю из Петрозаводска по направлению на юго-восток, вдоль побережья Онежского озера. Чуть больше 80 км, и мы — в старинном вепсском селе Шелтозеро, где в доме Мелькина размещается изумительный этнографический музей, в котором вас никто (и ничто) подгонять не будет, а экскурсовод хоть целый день посвятит вам, дому и его экспозиции.
Правда, целый день отдавать исключительно вепсскому этнографическому музею и дому Мелькина, скорее всего, не стоит, т. к совсем недалеко, 30−40 км от Шелтозера, есть ещё два очень интересных села — Гимрека и Щелейки, где в дополнение к традиционным жилым постройкам Русского Севера (дом Мелькина) можно осмотреть и культовые сооружения деревянной архитектуры.
Так, в Щелейках сохранилась построенная в 1783 году деревянная пятиглавая церковь Дмитрия Солунского Мироточивого с трапезной, шатровой колокольней и интересным завершением: небольшой восьмерик и четыре бочки, увенчанные пятью главками. Но когда последний раз попал туда, храм как раз был на реставрации. А если уж и рассказывать о нем, то теперь, наверное, уже с новыми фотографиями. Поэтому сегодня — о Гимреке (ударение на первый слог — ГИмрека).
В этом селе (Подпорожский район Ленинградской области, примерно в 4 км от границы с Карелией на дороге Р19 Петрозаводск—Вознесенье) расположен Гиморецкий погост. Название села и, соответственно, погоста происходит от протекающей в этих краях одноименной речки, хотя само село расположено на ее безымянном притоке.
При подъезде к Гимреке со стороны Петрозаводска, справа от дороги, естественной природной доминантой возвышается холм, отстоящий от дороги метров на триста. Вот на нём и находится погост. Но если этого не знать, спокойно можно проехать мимо. С дороги погост совершенно не видно — леса плотно обступают извилистую грунтовку, полностью закрывая своею стеною высокие культовые сооружения: церковь и колокольню.
Поэтому, если вдруг проскочите отходящую вправо незадолго до въезда в село отворотку, остановитесь в Гимреке, любой из встретившихся вам охотно расскажет, как проехать к погосту. Правда, по данным 2017 г. постоянно в селе живет только один человек, но с весны по осень его дома используются под дачи, поэтому в этот период времени в Гимреке действует даже небольшой магазинчик, расположенный в одном из придорожных зданий. Возле него обязательно кто-то будет. Ну, а если нет, так можно и у продавца спросить.
Хотя с того же озера и колокольню, и шатровую Рождественскую церковь видно хорошо. Говорят, что в своё время для рыбаков, уходящих на промысел на Онего (берег примерно километрах в двух от села), погост служил ориентиром, своего рода навигационным знаком. В настоящий момент времени такая нетрадиционная роль им уже практически утрачена, так как в пяти километрах от села, на мысу Чейнаволок, построен маяк.
Центральное положение внутри погоста занимает шатровая Рождественская церковь 1659−1695 годов постройки, сильно напоминающая знаменитую Успенскую церковь в Кондопоге, поскольку и четверик основного её объёма, и завершающий его восьмерик — довольно приземистые, а вот покрытый тесом и увенчанный цилиндрической шеей с главкой-луковицей шатёр — напротив, необычайно высокий и стройный. По традиции и шея, и главка шатра покрыты осиновым лемехом, меняющим свой цвет в зависимости от того, под каким углом падают на него солнечные лучи, поэтому в течение дня он может быть то голубовато-серебристым, то бледно-розовым.
Удачно найденные пропорции всех частей сооружения делают его удивительно соразмерным, компактным, а сам храм очень красивым. С востока к главному срубу церкви примыкает квадратная клеть апсиды с покрытием в виде бочки и с небольшой главкой на остром верхнем щипце. С запада к основному объему примыкает вытянутый прируб трапезной под двускатной кровлей, а вход в храмовый комплекс решен как двусходное крыльцо. Вся церковь украшена резными деревянными элементами. Посредине восьмерика — резной фронтон, в месте, где четверик переходит в восьмерик — еще один.
На снимке достаточно хорошо просматриваются как резные деревянные элементы, которыми церковь богато украшена, так и оба резных фронтона. Первый — посредине восьмерика, второй — в месте, где четверик переходит в восьмерик.
Учитывая «глубинное» расположение погоста (от Гимреки до Петрозаводска, равно как и до районного центра г. Подпорожье — 115 км), думаю, мало кто может себе представить, что некоторые иконы из иконостаса Рождественской церкви находятся на хранении в Русском музее.
Вторая вертикаль Гиморецкого погоста — колокольня, во многом дополняющая и обогащающая архитектурный силуэт ансамбля. Она имеет простое строение: снизу четверик-поставец, причем довольно низкий — всего чуть выше ограды, а на нем — высокий восьмерик, увенчанный площадкой звонов и крытый шатром с главкой.
До реставрации 1972−1983 гг., проводившейся по проекту архитекторов
Скрытая в срубе колокольни лестница ведет на площадку звона, огражденную по периметру резными столбиками, поддерживающими венчающий колокольню тесовый шатер с маленькой главкой.
Ансамбль Гиморецкого погоста замечателен многим и в частности — своей восстановленной деревянной оградой, ломаной линией опоясывающей его территорию и, тем самым, замыкающей кладбище, занимающее почти всё свободное место внутри ограды, вокруг церкви и колокольни.
Ограда, звенья которой соединены поперечными врубками — рубленая, накрыта сверху двускатной тесовой кровлей. Во многих местах, особенно с западной и северной стороны, ограда сильно заросла; создается впечатление, что она даже частично ушла в землю. В месте, где из села к погосту подходит дорога, в ограде сделаны богато декорированные прямоугольные в плане ворота с арочным проходом.
В Гимреке, как, впрочем, во многих других селах Севера, сохранилось архитектурное наследие в виде интересных домов. Одно время здесь даже планировалось создать музей под открытым небом. Видимо, таким планам не суждено стать реальностью. Слишком далеко от туристических центров расположена эта местность.
А если вдруг … Будете где-то поблизости — не поленитесь сделать небольшой крюк и съездить к Гиморецкому погосту. Поверьте, эта небольшая жемчужинка Русского Севера заслуживает того, чтобы увидеть её воочию.
…А тем временем безвозвратно уходят от нас неповторимые шедевры наших предков. Буквально на днях сгорела знаменитая церковь в Кондопоге — Успенская, памятник архитектуры XVIII века и важнейшая достопримечательность края. Спешите увидеть то, что пока еще уцелело.
Большое спасибо за знакомство с памятником архитектуры, о котором не найти информации в стандартных туристических справочниках! Мне очень понравились фотоснимки и рассказ о поселениях, храмах, истории их создания и реставрации. К древесине как стройматериалу, как правило, относятся скептически, если речь идет о долговечности. Как же хорошо, что шедевры, созданые несколько веков назад, сохранились на русском севере, сегодня поддерживаются стараниями реставраторов и культурных местных жителей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! Тема интересная. В Кижах скоро буду и уже не первый раз. Там запланировано две экскурсии (по выбору): классическая и по деревенькам. Но, в, будущем, планирую второй через много лет съездить в Петрозаводск.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, спасибо! Особенно за ударение в слове Гимрека. Все норовят поставить неправильно.) Это мои родные места, моя бабушка оттуда родом, а на одном из фото вдалеке виден наш дом: он последний по дороге к церкви.
Только вот народа зимой там побольше, не один человек. По соседству работает карьер по добыче камня, поэтому местным даже работа есть.
1 Ответить
Спасибо Вам, Алина. За внимание к материалу и добрый отзыв.
По народу, это не я. Официальные статданные (см. диаграмму ниже). Может, человек и живет в деревне, но раз постоянно не прописан в этом месте, то для официального источника он на этой территории не проживает.
0 Ответить
Замечательно!
Спасибо, Костя!
Сожалею только о том, что материал появился сегодня, а не недельку-другую раньше.
Обязательно посетил бы эти прекрасные места в своём путешествии по Карелии .
Хотя... Проехав практически всю Карелию понимаешь, что увидеть и прочувствовать все обаяние и красоту этих мест все равно не хватит и десяти отпусков, а вот твой рассказ хоть немного, но компенсирует этот недостаток.
Ещё раз спасибо, дружище!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Не за что, Володя. А по красоте ты прав. Те же самые традиционные деревянные культовые постройки... И сдались нам эти Кижи... Да в какую сторону от Петрозваодска ни кинь, обязательно можно найти жемчужинку, подобную Гиморецкому погосту. Вот, часовня Рождества Богородицы (XVIII век). Деревня Маньга, Пряжинского района. 65 км от Петрозаводска. Кстати, об этой часовенке у меня на сайте есть две статьи.
0 Ответить
Церковь Сретения и Ильи-Пророка (середина XVIII века). Деревня Поля, Межвежьегорского района. 253 км от Петрозаводска.
0 Ответить
Позавчера сгоревшая церковь Успения Пресвятой Богородицы (1774 г.), г. Кондопога. 60 км от Петрозаводска.
1 Ответить
Самое обидное, что такого неба, как в Успенской церкви, я больше нигде не видел. Хотя, справочники утверждают, что на территории России, помимо кондопожской церкви Успения Пресвятой Богородицы, "небеса" сохранились ещё в 31 шатровом храме. Но, мне кажется, эта цифра от лукавого. Потому как по тем же многоглавым храмам утверждается, что небо сохранилось в 6 церквах. И в это количество входит кижская Преображенская церковь (1714 г.). А кто видел Преображенское небо после того, как после заключения перемирия, осенью 1944 г. финская сторона по описи передала советской стороне иконостас и небо Преображенской церкви, что были вывезены в Финляндию в период оккупации этой территории (1941-44 гг.)?! Может, оно (небо) и есть. Мы то расписались, что приняли его от финнов. Но ГДЕ оно? Куда делось по пути из Финляндию в Союз? Кто это знает?! Тайна примерно такая же, как и по Янтарной комнате. Но если последняя, более-менее, - на слуху, то о небе Преображенской церкви...
0 Ответить