Несмотря на массу доказательств, некоторые историки продолжают настаивать, что термин «мафия» — не более чем вымысел правоохранительных органов. Или этническая клевета. Или параноидальные бредни ксенофобов.
Более того, в свое время были опубликованы весомые труды, оспаривающие существование мафии и само использование данного понятия для описания организованной преступности. Среди таких скептиков можно упомянуть Джованни Шьяво с его книгой «Правда о мафии» и Альбини («Американская мафия»).
Однако в свете откровений Валачи, Джентиле, Бонанно, Гравано и других мафиозных информаторов работа Шьяво может показаться чрезмерно неуклюжей.
«Мафия мертва…, — написал он в 1962 году. — Всё, что от нее осталось — это имя, коим бандиты прикрываются для важности, запугивая честных граждан, а политики и недалекие репортеры пользуются походя, не сильно вникая в последствия своего безрассудства».
Впрочем, хоть выводы писателя во многом не следовали логике, были поспешны и местами бездоказательны, его слова до сих пор находят отклик в сердцах читателей.
В начале 70-х в Америке даже образовалось политическое течение, якобы ставшее на защиту прав итало-американцев. Представители данной организации целиком и полностью отрицали существование мафии в Америке и упорно боролись с правительственными учреждениями, кои, по их мнению, прикрывались данным термином, чтобы скрыть дискриминацию по национальному признаку. Что самое интересное, главным зачинщиком данного движения являлся не кто иной, как Джо Коломбо, позднее более известный в статусе мафиозного босса одноименной семьи Нью-Йорка и один из самых активных членов преступного Синдиката.
Перед тем начать копать в сторону вопроса о существовании мафиози и мафии, стоит разобраться с самим определением данного термина.
В самом общем смысле слово «мафия» соотносится с итальянскими и сицилийскими понятиями свободы духа, изысканного стиля и благородства. Есть множество объяснений того, почему данное слово стало ассоциироваться с преступным сообществом (в частности, с Каморрой), однако ни одно из них не подтверждено фактами.
Так, часто встречается заблуждение, что «мафия» расшифровывается как «Morte alla Francia Italia anela» («Смерть Франции, вздохни, Италия»). Данный лозунг приписывается участникам восстания 1282 года против французской оккупации в Палермо. Однако не всё так просто. И подводных камней здесь предостаточно.
Начнем с того, что отсылка к названию «Italia» совершенно неверна. В те времена под Италией подразумевался полуостров, географическая территория, но никак не нация. Весь полуостров был разбит на многочисленные частные государства, часть которых вообще контролировалась другими европейскими правителями. Использование «Италии» в качестве связующего патриотического символа не могло произойти ранее, чем после попыток объединения нации в XIX веке. Так называемое восстание «Сицилийская вечерня» 1282 года могло бы вдохновенно взывать к Сицилии или, что еще более вероятно, к Палермо, но использование в лозунге Италии кажется нелепицей.
Столь же необоснованно обращение к Франции. Жители Сицилии и южных регионов Италии того периода прекрасно знали, что их оккупировали отнюдь не французы, а представители Анжуйской ветви дома Капетингов. Второй Анжуйский дом, имеющий весьма слабые связи с Первым, доминировавшим на территориях современной Франции и Британии в конце первого тысячелетия, получил королевства Неаполя и Сицилии в 1266 году прямо из рук Папы Римского. Анжуйцы контролировали эти территории, также как области Анжу и Прованс, но вовсе не являлись правителями Франции. Они не считали себя французами сами, и вряд ли рассматривались таковыми со стороны других наций. Сицилийцы, восставшие против Анжуйской оккупации, провозглашая «Смерть Франции», замахивались слишком уж на масштабный конфликт.
Таким образом, если в вышеуказанном лозунге логично заменить Францию на Анжуйцев, а Италию на Палермо, то аббревиатура потеряет всяческий смысл и уж точно никоим образом не напоминает слово «мафия».
По другой, менее популярной, версии, «изобретателем» термина стал Джузеппе Мадзини, приказавший своим последователям-революционерам сеять хаос на землях Сицилии в 1850 г. Известно, что Мадзини не только являлся членом нескольких тайных обществ, но и основателем некоторых из них. Но скорее всего, политик и революционер использовал аббревиатуру, уже имевшуюся в лексиконе, нежели стал бы придумывать модные словечки.
В любом случае, внутри Сицилии мафия появилась как минимум к началу XIX века, а если учесть все косвенные факторы, то ее историю можно проследить и до века XIII-го. Уже тогда эта организация отличалась четкими принципами, среди которых особенно выделялись следующие:
- Ритуал посвящения в сицилийское братство включает в себя процедуры с огнем и кровопролитием. Новичок и действующий член мафии должны скрепить ритуал кровью. Иногда значимым условием завершения процедуры инициации должно было стать убийство.
- Раскрытие тайн организации карается смертью.
- Омерта, свод правил, по которым любой член мафии обязуется не вступать в какие-либо связи с правительственными учреждениями, стал своеобразным личным кодексом морали и чести.
- Феодальная система иерархии, когда взаимосвязи между членами мафии часто интерпретируются терминами семейного родства: отец, сын, дядя
и т. д. . - Личная вендетта является основным способом разрешения конфликтов.
Стоит лишь добавить, что мафия в Сицилии существовала и продолжает жить за счет криминальной деятельности. Ее единственной «светлой» стороной можно считать оказание помощи и защиты жителям Сицилии, которым пришлось столкнуться с недоброжелательностью или даже неприкрытой агрессией со стороны государства.
А еще говорят, что при антифранцузском восстании народ на штыки солдат повела обезумевшая от горя женщина - только что французы убили ее дочь и она кричала на сичилиано "ma fia", что означает "моя дочь"(mia figlia).
Кстати можно сказать, что термин "смерть франции" звучит претенциозно - но в ходе восстания были вырезаны все французы приехавшие на Сицилию. Мужчины, женщины, дети.
Оценка статьи: 5
0 Ответить