Артподготовка должна была длиться много дней только для того, чтобы враг, укрытый в глубоких защищенных блиндажах, понес хоть какой-то ущерб. Длительность артобстрела выдавала направление удара, после чего в то место, на вторую линию обороны, подтягивали войска, которые не допускали прорыва противника.
После многодневной артподготовки, снеся снарядами проволочные заграждения и повредив окопы, противник вылезал из своих траншей и с винтовками наперевес и криками «ура» начинал приближаться к первой линии обороны врага. Оттуда начинали бить пулеметы, буквально сметавшие всю идущую на них пехоту. Пехотные цепи полков идущие в атаку, безжалостно расстреливались пулеметами, полки превращались в неполные роты всего за полчаса атаки.
Изредка, при чудовищных людских потерях, противнику удавалось дойти до окопов врага, к этому времени из глубины обороны к атакуемым подходили подкрепления и отбивали позиции, возвращая ситуацию к тому, что было перед атакой. Только траншеи и окопы надо восстановить, да покойников похоронить. Много покойников. Очень много.
Война закончилась истощением сил сторон. Немцы не имели достаточно резервов, потому и проиграли. Но в самом конце войны появились первые танки.
Изобретение танков позволило немецкой военной науке изобрести блицкриг.
- Согласно стратегии блицкрига, или молниеносной войны, артиллерия и авиация пробивает бреши в обороне противника, в эти бреши устремляются танковые соединения. Их цель — разгром штабов старшего уровня, чтобы нарушить управление и захват линий снабжения и связи. Враг, оставшись без управления и снабжения, теряет стойкость, его окруженные соединения превращаются в испуганную толпу, которая сама сдается в плен.
Утверждают, что придумал концепцию Гейнц Гудериан, когда он еще был полковником, а дорабатывали новую систему ведения войны кроме него еще Манштейн, Клейст, Рунштедт и другие.
Однако «план Шлиффена», разработанный в самом начале XX века для войны с Францией, был прародителем «молниеносной войны», хотя и был создан для одного частного случая, с задачей победить Францию. Победить молниеносно, задолго до того, как Франция просто даже закончит приготовления к войне и отмобилизует свои войска. План был представлен в германском Генштабе в декабре 1905 года. Париж должен был оказаться захвачен всего через 39 дней после начала кампании.
План предполагал вначале заманить Францию мнимым отступлением германских войск в центре — от своей границы до заранее подготовленных линий укреплений, где французское наступление должно было завязнуть, постоянно давая французским военачальникам надежду на то, что вот-вот им удастся прорваться и победить. А в это время — внезапный и неотразимый немецкий удар на севере в обход линий укреплений французов, через Бельгию. Кавалерия рвется вперед, пехоту подвозят на конных повозках.
В плане Шлиффена была сильна психологическая составляющая, что французы, сумев потеснить немцев, не решатся вовремя отвести оттуда войска на север, чтобы спасти страну. А через пару недель будет уже поздно, они уже будут обойдены с тыла и окажутся в окружении.
Увы, Шлиффен умер еще до Первой мировой, а исполнители его плана не поняли гениальности автора и начали давить со всей силы по обоим направлениям — и в центре, и на севере. Потому французские войска успели сманеврировать и прикрыть Париж. А дальше пошла война на истощение ресурсов, позиционная война.
Применение новой стратегии блицкрига позволяло быстро прорывать линии обороны в одном-двух местах, а все остальные укрепления и войска просто окружать, чтобы заставлять сдаться впоследствии. Противник капитулировал в кратчайшие сроки, задолго до того, как истощались его ресурсы. Польша была разбита за 15 суток, а сдалась через 36 суток. Франция сдалась за 44 дня.
На самом деле блицкриг — вовсе не такая простая штука. Войска, осуществляющие прорыв, должны были иметь одинаковую скорость передвижения. И танки, и пехота, и поддерживающая их прорыв артиллерия должны были иметь возможность двигаться со скоростью танков.
Чтобы пехота обрела скорость танков на дороге, ее надо было посадить на грузовики или на бронетранспортеры. Она должна была быть натренирована, там где это было возможно, ехать в кузовах. А как только возникла опасность, встречены войска противника — быстро выскочить из грузовиков, прикрываясь танками, добраться до укреплений противника и уничтожить их.
Чтобы артиллерия могла двигаться со скоростью танков, были изобретены самоходные орудия. На шасси танка помещали орудие. Оно могло ехать с той же скоростью, что и танки, а при боестолкновении, расположившись в паре километров от позиций врага, быстро приготовиться к открытию огня и накрыть вражеские укрепления.
Но самоходки — дорогая штука, потому пришлось придумать лафеты для полевых орудий и гаубиц, позволявших их транспортировку грузовиками или артиллерийскими тягачами со скоростью не меньше 20 км/час, чтобы при прорыве не слишком отставали и, в случае обнаружения заслона противника, быстро могли развернуться и уничтожить опорные пункты противника, чтобы танки смогли проследовать дальше.
Кроме того в наступающих колоннах необходимо было иметь и ремонтные мастерские, чтобы исправлять небольшие поломки, возникающие по пути, а возможно — и ремонтировать поврежденную огнем врага технику.
А еще нужны были цистерны для перевозки горючего, грузовики для перевозки боеприпасов и еще очень многое. А еще отличная радиосвязь и господство в воздухе.
В итоге получался великолепный инструмент для победы в войне. Для доатомной эры. Изобретение атомного оружия перевернуло все способы ведения войны.
К счастью, люди пока еще не опробовали новых теоретически верных методик ведения войны в атомную эпоху. Ибо мечты об ограниченной атомной войне, когда атомные снаряды громят врага там где надо, а свои танковые колонны быстро наступают в стиле блицкрига — скорее всего, просто безумные мечты. Ведь первый атомный взрыв будет означать начало конца всей современной цивилизации.
Спасибо за популярное изложение сути блиц-крига! "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - "мем" на все времена. Стратеги блиц-крига не учли проблему снабжения на таких расстояниях по враждебной территории и ...разной ширины ж/д-колеи. Мы дважды ездили из Кишинёва в Бухарест и проходили при этом "процедуру" смены колеи ...ночью и незаметно.Как решали это неудобство интенданты вермахта? Сколько эшелонов не доехали до пунктов назначения с помощью партизан? По письмам немцев, одни эти виды бесконечных зимних просторов наводили уныние и мысли о французах, возвращающихся из-под Москвы. Оценка:5 !
0 Ответить