Первыми ссыльными, прошедшими по нему, были набатный колокол Углича, оповестивший о смерти царевича Дмитрия, и 300 закованных в кандалы жителей города, свидетелей убийства. А потом — декабристы, Радищев, Герцен, кто пешком, кто на телегах… По установленным нормам каторжники должны были проходить в месяц 500 верст, и до Нерчинской крепости двигались они от полутора до двух лет. Самое печальное, что время в пути в общий зачет срока не шло…
«Стонет Владимирка, плачет Владимирка, терпит Владимирка…» Посмотрите ещё раз на полную тоски картину Левитана, которая так и называется — «Владимирка»…
Жёны декабристов тоже проехали этот страшный путь, и одна из них, жена Никиты Муравьёва, везла ссыльным переписанное на носовой платок пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд…» А в обратную сторону, на казнь в Москву, везли как-то по «Владимирке» Емельяна Пугачёва в деревянной клетке… Интересно, приветствовали ли идущие на каторгу неудавшегося императора российского, которого везли на смерть лютую?
А сейчас бывшая «Владимирка» — это прекрасное скоростное шоссе с изумительными видами из окна…
Знавала «Владимирка» и других путешественников. По ней проезжал с дружиной Киевский князь Владимир Мономах. Шёл Иван Грозный с войском на штурм Казани. По ней везли из Бородино смертельно раненого Багратиона, проезжал в Болдино Пушкин, ездили Толстой, Чехов, Левитан… А знаменита «Владимирка» всё равно своим тяжёлым кандальным звоном.
До Владимира автобус домчит нас за несколько часов. Ссыльные шли несколько дней — в любую погоду, в кандалах, голодные, некоторые с детьми…
Отвлекаемся от каторжан — уже виден Владимир со своими Золотыми воротами, древняя столица Руси и нынешняя — «Золотого Кольца России», город светлый и радостный, полный памятников величия и славы. Чего стоят только храмы «домонгольского» периода! Князь Андрей Боголюбский, строивший эти храмы, посвящал их Богородице… Именно эти храмы положили начало Северо-Восточной Руси и в итоге — нашей с вами России…
А нас уже ждёт Суздаль — город маленький, игрушечный, весёлый и «киношный», считающийся одним из самых красивых городов России. Местные жители на это «одним из…» очень обижаются, они по праву считают, что их город-заповедник — самый-самый.
В Суздале, где «выше крыш — деревья, а выше деревьев — купола храмов, выстроенных в те времена, когда люди умели общаться с Богом», отдыхает душа. Бродя по Суздалю, не перестаёшь удивляться — как остались целы все эти красавцы-храмы, как миновало их забвение и разрушение? Почему не были они разобраны по кирпичику, не растасканы на хозяйственные нужды? Может быть, сокол, слетевший с городского герба, в годы лихолетья российской истории прикрывал их своими крылами?..
И не забудьте, гуляя, осматривая и восхищаясь, попробовать знаменитой местной медовухи. Лучше всего пробовать её в «обжорном» ряду, разную, с травками-добавками, с полынью да с можжевельником, бодрящую и успокаивающую, ядрёную и мягкую, «на густом медке да на родниковой водице» сваренную…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...