С быстрым развитием транспортных технологий люди стали забывать о традиционных средствах передвижения. На лошадях нынче передвигаются мало, воздушные шары и дирижабли используются редко (больше с научными или развлекательными целями), а под парусами ходит весьма мало судов.
Разумеется, парусные средства передвижения следует использовать там, где дуют постоянные ветра. Но кто сказал, что такие ветра есть только на море?
Руководствуясь такими необычными, но вполне здравыми рассуждениями, три польских энтузиаста в 1978 году пересекли под парусом (на специальной «яхте») пустыню Гоби. Их аппарат был хорошо подготовлен к походу и имел определённый уровень комфорта.
Француз Арно де Роснэ, конечно, знал о путешествии поляков через пустыню. И он решил совершить своё путешествие под парусом, только для этого выбрал пустыню Сахара. Это случилось в 1979 году.
Следует заметить, что француз всё-таки не ринулся в глубь безжизненных африканских песков. Он тщательно изучил природные условия той местности, куда намеревался выдвинуться, и принял интересное решение.
Роснэ решил двигаться через пески, но держаться ближе к береговой линии океана. Тут с ветрами было лучше (у него ведь была парусная доска на колёсах — компактный аналог буера), и возле океана иногда попадались источники с пресной водой. Теоретически, тут и едой в крайнем случае легче было разжиться, чем в пустыне.
Средство передвижения француза было простым — двухметровая прочная доска на резиновых колёсах. Весь груз составлял примерно 20…25 кг: запасные шины, несколько литров воды, нож, еда, запасной парус.
Маршрут свой французский путешественник проложил от мавританского города Нуадибу до знаменитого сенегальского Дакара. В сухих цифрах это составляло приблизительно 1100 км, но при благоприятном стечении обстоятельств Роснэ намеревался преодолеть это расстояние недели за две. То есть в день он рассчитывал проезжать порядка 90 км.
Путешествие Роснэ не было чем-то запредельным, но к разряду рядовых тоже не относилось. До этого Сахару преодолевали, в основном, на караванах, а после Второй мировой войны — ещё и на специально подготовленных внедорожниках.
Свой путь французский энтузиаст преодолел за две недели, как и запланировал. В пути у него случались, разумеется, разные приключения, но ни одно из них, к счастью, не лишило путешественника здоровья, а тем более, жизни.
По дороге француз несколько раз протыкал шины. Оказалось, под верхним мягким слоем песка часто встречаются острые шипообразные камешки.
В другой раз Роснэ ставил вторую пару колёс на свой транспорт, чтобы меньше проваливаться в песок. Иной раз даже приходилось частично спускать воздух из камер с целью снижения давления и повышения проходимости.
Несколько раз местные жители принимали путешественника за враждебно настроенного иностранца, но затем такие ситуации разрешались вполне мирно.
Раза два или три к ночным стоянкам француза приближались шакалы. Приходилось их отпугивать.
Из-за изменения направления ветра однажды Роснэ слишком сильно удалился от океана и едва не сбился с пути. Всё-таки это происходило 40 лет назад, и навигаторов с мобильными телефонами ещё не было. Приходилось ориентироваться по компасу да по звёздам.
В общем, отважный француз вполне благополучно достиг Дакара, где ему устроили довольно шумный приём. И помимо незабываемых впечатлений от интересного путешествия, Роснэ привёз с собой и вполне научные материалы, относящиеся к выживанию человека в пустыне.
За что ему — отдельное спасибо от всех путешественников, а в особенности — от любителей парусного транспорта.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...