Города, который по количеству памятников советского конструктивизма отстаёт лишь от Москвы и Санкт-Петербурга, в котором «Кремлями» называют здания ткацких фабрик, а в стенах этих фабрик покоятся урны с прахом революционеров…
Город, в котором особняки «ситцевых королей» соседствуют с храмами и в котором за 15 минут неспешной прогулки можно побывать в трёх разных эпохах…
Эпоха первая — революционная, ведь Иваново — это город первого Совета. Именно здесь в начале прошлого века началось рабочее движение, которое закончилось революцией 1917 года, и понятно желание революционных властей сделать из Иваново город-сад.
Здесь появились первая в СССР фабрика-кухня, где ткачи и ткачихи принимали пищу, не отвлекаясь на её приготовление; здесь был уникальный детский Интердом, куда коммунисты со всего мира отдавали на воспитание своих детей, не отвлекаясь на их воспитание; здесь начали строиться все эти знаменитые дома — дом-«подкова», дом-«корабль», дом-«птица», дом-«пуля»…
Строили добротно, почти все здания до сих пор служат людям, и вы можете полюбоваться на знаменитый «ивановский конструктивизм». А чтобы усилить впечатление, обязательно сходите в музей первого Совета. Это не просто музей, каждый зал здесь представляет воссозданную до мелочей квартиру обычного советского гражданина разных годов. А если вы ещё посетите музей советского автопрома, погружение в эпоху будет полным…
Несколько сотен метров от центральной площади — и вы уже в дореволюционном, деревянном и преимущественно одноэтажном Иванове-Вознесенске. В нём тоже есть на что посмотреть: это и купеческие дома, и таинственный особняк Дюрингера, и самая старая постройка города — Щудровская палатка. Первое, кстати, многоэтажное здание города. Не так давно надстроенные этажи, к счастью, снесли, и палатка предстанет перед вами в первозданном виде.
А рядом — памятник певцу Аркадию Северному, родоначальнику отечественного жанра «шансон» и уроженцу Иванова… Памятник интересный, необычный, и многие гости города останавливаются перед ним в недоумении. Кто этот человек, который жил, пил и творил явно в какой-то другой плоскости?
Кстати, перед открытием памятника в бутылку, стоящую перед Северным (а выпить он любил!), была стыдливо вставлена чёрная металлическая роза, и винная бутылка превратилась в вазу. Позднее, под давлением общественности, розу убрали… А изначально памятник должен был стоять в Санкт-Петербурге, где жил и умер Аркадий Северный, но власти Питера места для него не нашли, и певец вернулся на малую родину.
Такая же история, кстати, и с монументом «Борцам революции» — многие удивляются, почему «борцы» босые. Ответ прост: монумент предназначался для Одессы, изображены на нём босые одесские биндюжники, а никак не ткачи, но… Утончённой Одессе монумент показался слегка грубоватым.
Вообще необычных памятников в Иванове хватает. Недалеко от Северного стоит такса, на которой так приятно посидеть и потереть ей нос. А по всему городу разбросаны очень милые скульптуры местного мастера-самоучки Волкова: есть и «Эйфелева башня», и «Дед Николай», и памятник изобретателю сварочного аппарата…
Но мы забыли про главные символы города — ситец и невесты! Обязательно сходите в музей ситца, и вы поймёте, почему ивановцы, выходящие из расплодившихся по всей стране магазинов «Ивановский текстиль», саркастически улыбаются. Да потому, что настоящий текстиль можно купить только на их родине! В музее, кстати, несколько залов отведено под работы «красного Кардена из красного Манчестера» — Вячеслава Зайцева. Он тоже ивановский…
А невесты… Самой известной «ивановской невестой» была Апполинария Суслова, дочь местного фабриканта. Она попортила немало крови двум нашим гениям — Достоевскому и Розанову. Так что думайте… Это, конечно, шутка. Ивановские девушки милы, очаровательны и умны, ведь Иваново уже давно называют городом студентов.
И напоследок: тому, кто без помощи Интернета скажет, в каком фильме и в чьём исполнении прозвучала песня «Так и знай, я уеду в Иваново, а Иваново — город невест…», лично от меня — отрез ивановского ситца…
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...