Первые шаги в этом направлении (исторически зафиксированные) сделали в Америке.
Дело в том, что после получения Америкой независимости не все в Англии с этим согласились. И в 1812−1814 годах случилась англо-американская война, сопровождавшаяся нападениями на американские торговые суда. А кроме этого, англичане даже умудрились сжечь Вашингтон во время указанной войны.
Поэтому в Америке появилась «Ассоциация защиты побережья и гавани». И как раз к этому моменту известный изобретатель Фултон представил американскому правительству проект судна «Демологос», отчасти напоминавшего броненосец.
Отчасти потому, что военный корабль имел паровую машину и мощную обшивку, но только из… дерева! Эта деревянная обшивка была из дуба, её толщина доходила до полутора метров. Не удивительно, что во время испытаний такую толстую обшивку не смог пробить ни один снаряд!
Американское военное ведомство вполне удовлетворилось первыми испытаниями. Однако вскоре с Англией заключили мир, и новый боевой корабль с уникальными на тот момент характеристиками в серию не пошёл.
Корабль Фултона в итоге поставили на прикол в районе Бруклина, а в 1829 году он и вовсе сгорел. Вроде как от неосторожного обращения с боеприпасами.
На пару десятилетий идея создания кораблей броненосцев вроде как забылась. Затем англичане решили наверстать упущенное в плане создания броненосных кораблей. Они не стали мудрить, а взяли корабль «Самум» и обшили его двухслойными листами железа толщиной чуть более 6 мм. Затем, разумеется, начались испытания.
Когда члены английской государственной комиссии стали обследовать после испытаний «Самум», они ужаснулись тем губительным разрушениям, которые увидели внутри. Всем стало понятно, что если бы на «Самуме» были люди, то их всех убило бы осколками.
Таким образом, англичане решили, что железные корабли пока не нужны. А нужно было всего-навсего увеличить толщину брони, и тогда всё было бы в порядке!
Американцы, узнавшие об этих испытаниях, случившихся в 1851 году, приостановили финансирование постройки собственных броненосцев.
Через несколько лет началась Крымская война. И вот тут случилось событие, которое просто-таки толкнуло мировую военную науку к созданию первых полноценных броненосцев.
17 октября 1855 года французские морские корабли подошли к Очакову, расположившись напротив берегового укрепления русских войск Кинбурн. В Кинбурне были готовы к бою, но то, что случилось затем, повергло многих в шок.
После артиллерийской подготовки французов с их стороны на переднюю линию выдвинулись три первых броненосных корабля. Были эти суда приземисты и даже некрасивы, причём без привычной парусной оснастки.
Эти самые броненосцы принялись методично палить по укреплениям Кинбурна. Наши моряки отвечали довольно точным огнём — за три с половиной часа французские броненосцы получили 195 попаданий в борта и палубу. Однако ядра отскакивали от кораблей неприятеля и не наносили им сколько-нибудь серьёзных повреждений!
Наши моряки, напротив, несли серьёзные потери. Было убито 130 человек и 45 ранено. Разрушить французам удалось 29 орудий из 62, то есть почти половину.
Гарнизон Кинбурна принял решение сдаться после столь сокрушительных потерь. А французское военное ведомство после этого события протрубило о нём на весь мир.
И началась после этого своеобразная «броненосная» гонка, не прекращающаяся, по сути, и по сей день…
Спасибо за статью.
Познавательно, но не полно.
Можно было бы добавить в конце, после истории с экспериментами по сооружению т..н. "панцирных" кораблей (деревянных), что первый броненосец, относящийся к этому классу- французский La Gloire (1859 г) и английский Warrior (1960).
Хотя и Россия не стала отставать с проектированием и сооружением броненосных кораблей (корабли береговой охраны-круглые "поповки)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, про броненосцы под Кинбурном не знал.
Думал, первый бой - это Монитор против Мерримака.
Оценка статьи: 5
0 Ответить