• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Хайаса Арарат Грандмастер

Михай Эминеску (Эминович) - гений румынской поэзии.

Певец утренней звезды.
-------------------------------------------

Имя Михая Эминеску сегодня считается святым для любого румына или молдаванина. Классик румынской литературы, основоположник современного румынского литературного процесса и один из светочей румынского культурно-национального возрождения, творец национального гимна Румынии и тончайший лирик, а также человек энциклопедических знаний, яркий публицист, полемист, находившийся на острие тенденций и проблем эпохи — Эминеску может сделать честь любой нации и любой культуре. Особенно все выше сказанное важно, если учесть, что Михай Эминеску тесно связан с Украиной и является интегральной частью не только румынской или молдавской, но и украинской истории.
Хотя именно в Украине практически незамеченным прошло 160-летие со дня рождения поэта. Юбилеи людей такого уровня обычно проводятся с соблюдением протокола, во дворце «Украина», с участием первых лиц государства… Увы! В Украине в это время шла президентская кампания, до первого тура выборов оставалось два дня — кому какое дело до какого-то поэта?

Михаил Эминович (таким было настоящее имя гения) родился 15 января 1850 года в Ботошанах, ныне находящихся на территории Румынии. Точнее — в селе Ипотешти рядом с Ботошанами. Сегодня Ботошани — довольно крупный румынский город с населением в 115 тысяч человек. В середине XIX века это был один из центров Молдавского княжества, этнографически относящийся к Буковине. Населен он был преимущественно украинским (русинским), еврейским (выходцем из Ботошан стал, например, знаменитейший Рыбницкий Ребе) и молдавским (принц Молдавии Григоре Александру Гика, при правлении которого появился на свет Михаил, был уроженцем Ботошан) населением — с незначительным вкраплением иностранцев. Эминовичи были армянами, которые первоначально вели торговлю в этом регионе, а позже начали заниматься земледелием. Отец Михаила был землевладельцем и человеком очень строгих правил. Мать — Радула Эминович — оставила в душе сына неизгладимый след, который прослеживается в его стихотворениях.

Детство и юность Михая Эминеску (именно так — на румынский лад — стал писать свою фамилию поэт) прошли на территории Украины, на Буковине. Буковина, называемая в ту пору Зеленой Русью, была поистине интернациональным краем. Здесь уживались разнообразные верования, культурные течения, языки и народности. Причем уживались мирно, без каких бы то ни было конфликтов и серьезных потрясений. Знание нескольких языков было абсолютной нормой для жителей Буковины. Поэтому не стоит удивляться, что Эминеску отлично владел украинским и даже общался с деятелями украинской культуры, был сведущ в вопросах украинского литературного процесса.

В конце 50-х годов Михай поступает в гимназию в Черновцах. Одно из первых своих стихотворений он посвятил памяти любимого учителя словесности — Арона Пумнула, убежденного патриота и участника революции 1848 года, именем которого названа одна из улиц современных Черновцов. Уже это стихотворение раскрывает талант поэта. Позже Эминеску перебирается в Вену, где начинает работу в подпольном кружке «Молодая Румыния».

Под воздействием революционных течений и Парижской коммуны 1871 года Михай становится сторонником радикальных политических взглядов: его гражданская лирика насквозь пропитана именно социальным радикализмом и верой в торжество передовых — по меркам того времени — взглядов. Кроме всего прочего, он увлекается Байроном и Гейне, становится членом различных тайных кружков, изучает философию, экономику. Есть данные, что он был знаком с творчеством Маркса, хотя вряд ли может считаться последователем марксизма. Одним словом, «бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Кажется, что Пушкин предвосхитил в «Евгении Онегине» образ именно Эминеску — человека, более образованного и всесторонне развитого трудно было найти во всей Восточной Европе… Хотя с Эминеску можно сравнить еще двух людей — Ивана Франко и Томаша Масарика.

Кстати, с Иваном Франко (который был моложе Эминеску на шесть лет) поэт был знаком. Равно как и с его учителем Михаилом Драгомановым. Оба деятеля украинской культуры оставили свой след в жизни Эминеску. По крайней мере, они повлияли и на его творчество, и на его взгляды: процесс взаимного проникновения культур в ту пору был несоизмеримо выше, чем в нашу эру глобализации. В 1870 году Эминеску восторженно встретил выход первой украинской газеты на Буковине — «Буковинська зоря».

Эминеску пришлось долгое время вести практически кочевую жизнь. Пытаясь найти работу, он жил в Бухаресте и играл в театре, позже работал театральным суфлером. Одновременно писал стихи — проникновенные, лирические. Именно в это время появились его поэмы «Эпигоны», «Memento mori», «Император и пролетарий», пять «Посланий» — сатирические и в то же время глубоко лирические произведения.

Позже Эминеску назовут «целостным выражением румынской души», «наиболее румынским поэтом» и даже «пречистым святым румынской поэзии». При жизни же ему пришлось скитаться, перебиваться с хлеба на воду. Даже редакторская работа в одной из правых румынских газет не принесла ему желанного благосостояния и достатка. Он работал, работал, работал. Переводил Канта, Шопенгауэра и Конфуция. Изучал китайский, санскрит, восточную философию. Некоторые произведения позволяют говорить, что Эминеску был знаком с масонскими ритуалами и, возможно, подобно другим масонам, занимался поиском Вечного Востока. Значительное влияние на Эминеску произвела Елена Блаватская. Он становится мистиком. В одной из поэм Эминеску воспевает Лучафэрула — Утреннюю Звезду. Культ Люцифера — Лучафэрула — Денницы характерен для тайных групп. Но благодаря Эминеску Лучафэрул становится почти национальным символом молдаван и румын — настолько ярко и самобытно воспеты это светило и его любовь к земной женщине в творчестве поэта.

Черновцы, Вена, Берлин, Бухарест, снова Вена — Эминеску всю жизнь проводит на колесах, ища покой. Но тонкая натура не находила успокоения. Он — бунтарь по натуре, патриот по убеждениям, левый по взглядам. Он явно опережает свою эпоху. Хотя… Буковина в ту пору (получившая статус герцогства в рамках Австро-Венгрии) демонстрирует широту взглядов. Нетрадиционность Федьковича, ультрафеминизм Кобылянской, настоящий бум европейскости и прогрессивных течений — все это характеризовало Черновцы и Буковину. Консерватизм, казалось, обходил стороной этот край. Здесь продуцировались новые взгляды, новые подходы. Наверное, неслучайно венские власти планировали превратить Черновцы в крупнейший банковский центр, который к 1940 году должен был стать вторым по величине городом империи!

Многие статьи Эминеску, опубликованные в прессе того времени, явно опережают свою эпоху и звучат актуально в наши дни. Процитируем одного из биографов, который приводит выдержки из произведений Эминеску: «У нас есть историки, не знающие истории, литераторы и журналисты, не умеющие писать, актеры, не умеющие играть, министры, не умеющие управлять, финансисты, не умеющие считать; поэтому у нас столько бездарных бумаг, поэтому столько животного визга в театрах, поэтому столько раз меняются министры и министерства, поэтому столько банкротов. Легче найти людей, ставящих под сомнение само существование Бога, нежели души, влюбленные в язык и обычаи своих предков, чем сердца, влюбленные в самые выразительные черты нашего народа, умы, занятые жизненными проблемами того народа, на спине которого мы пишем все фантасмагории нашей лживой цивилизации».

Вторая цитата (из статьи «Реальный и фиктивный прогресс»): «Низкий культурный уровень и в верхах, и в низах — еще не самое большое бедствие… Все стремятся лишь к одному — использовать преимущества иностранной цивилизации, а не создавать в стране культурные условия, в которых такие результаты достигаются сами собой».

Насколько это звучит современно и свежо?

Эминеску мог бы стать одним из тех авторов, к кому могли бы апеллировать наши современники, если бы не два но: во-первых, мы почему-то отказываемся считать авторитетами румынских деятелей — и не только Эминеску, но и более поздних, например, Мирчу Элиаде, которого признает и изучает весь мир, кроме нашего общества (по большому счету). Во-вторых, мы отказываем Эминеску в праве считаться деятелем украинской культуры и украинской истории, хотя сам он себя не отделял от румынской, молдавской, немецкой, армянской или украинской культур. Он был патриотом Румынии, в то же время оставаясь патриотом и своей малой родины — Буковины.

Последние годы жизни Эминеску провел в крайней бедности. Нервный срыв, который он пытался лечить в Вене и Берлине, обернулся психическими расстройствами. Михай начал страдать галлюцинациями (точно так же, как спустя некоторое время его брат по духу — Иван Франко). После длительной болезни, 15 июня 1889 года Эминеску скончался в Бухаресте, находясь под наблюдением врачей-психиатров.

Это была тяжелая утрата — поэт ушел в возрасте 39 лет. Практически все передовые европейские деятели того времени отозвались некрологами. Но смерть Эминеску стала одновременно и толчком к возрождению и развитию румынской литературы. Он превращается в своеобразный символ. Вечный странник при жизни, он становится объектом поклонения и почитания после смерти — точно так же, как Тарас Шевченко в Украине, Адам Мицкевич в Польше, лорд Байрон в Британии.

Сегодня очень важно, чтобы наряду с произведениями украинских поэтов и писателей в школьные программы были включены произведения великих выходцев из Украины — в том числе и Эминеску, и Словацкого, и Шолом-Алейхема, и Булгакова, и Ахматовой, и Целана, и многих других. Ведь без них, без понимания их роли и места невозможно понимание истории Украины во всех ее сложностях.

Научившись ценить в Эминеску великого украинца (а не только великого румына), мы сможем оценить во всей красе и великую Украину — как соборную целостность всех ее выходцев, создававших славу и красу нашей страны, независимо от языка и национальности.

…Хотя, боюсь, наша перманентная страсть к выборам и политическим междусобойчикам не даст шанса рассмотреть наше прошлое без пристрастия и во всей красе. А жаль… Эминеску очень актуален для украинской действительности.

*
из статьи Кость БОНДАРЕНКО.
«Профиль» № 39 (157).
09.10.2010 г.

www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=2262&show_comment_id=2848&back_row_cur_page=0#comm_start

Статья опубликована 16.04.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: