• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

“Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста”

Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста»
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия «Весёлый каблучок»" по развитию музыкально-ритмических движений у детей.
Музыка, движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей педагог Мерзлякова О. В. разработала программу факультативного курса.
Новизна данной программы состоит в следующем:
• Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);
• Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории.
• Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие — импровизация, игровое);
Цель данной разработки: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ «РИТМИКА»
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.
Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является — целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.
Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3−4 года — 15−20 минут; 4−5 лет — 20−25 минут; 5−7 лет — 30−35 минут); занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая — наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп — умеренный.
Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:
I. Тематическое занятие
II. Сюжетное занятие
III. Игровое занятие
IV. Импровизация
1. Тематическое занятие.
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
На занятие используются:
1. Основные виды движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т. д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения — на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп — «лошадки», легкое поскакивание.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
2. Плясовые движения.
 — Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.
Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.
II. Сюжетные занятия.
Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения — разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)
Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным — персонажем сказок.
Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т. е. «сказочная зарядка»
Основная часть: это кульминация — наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть — развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Можно использовать следующие сюжетные темы:
«На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».
III. Игровые занятия.
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.
Можно использовать следующие темы игровых занятий:
«В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к чебурашке» и др.
IV. Занятие импровизация
Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.
Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.
Ход занятия
1. Дети входят под музыку в зал. Педагог и приветствует словами: — Девизом сегодняшнего праздника будет — «Танцуй веселей с нами поскорей».
Конкурс — соревнование — итог года.
Выбираем лучших танцоров.
Конкурс «разминка».
Определяются те, кто лучше всех умеет повторить за педагогом движения.
Выполнение общеразвивающих упражнений по музыку — импровизация на любую знакомую мелодию.
1. Конкурс на лучшее исполнение танца. Танцы «Кузнечик», «Два веселых гуся», «Каравай» и др.
2. Конкурс повтори за мной. Танец «Если весело живется».
3. Конкурс на лучшее исполнение танцевального движения. Танец «Лавота».
Победителем считается тот, кто выполнит все задания и не расцепит рук.
Подведение итогов: определение и награждение победителей медалями: «Лучший танцор», «Веселый танцор», «Внимательный танцор», «Талантливый танцор» и т. д.
Работа по реализации данного курса проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, концертах.
Сюжетно-игровой танец — как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Колесникова Алла Николаевна
воспитатель творческой деятельности, МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 100 «Незабудка», г. Прокопьевск, Кемеровская обл., 653047, Кемеровская обл., г. Прокопьевск, ул. Гайдара, 18−3, garipov_ma@mail.ru
________________________________________
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение — то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Движение и игра — важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть — это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. п.
Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений — это работа стопами (карандашики — утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).
Через подражание — самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца — это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т. д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
Творчество, его формирование и развитие — одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества — это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество — один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.
Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками — единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.
Учитывая тот факт, что не во всех дошкольных учреждениях имеется хореограф, а постановкой танцев занимается музыкальный руководитель без соответствующей хореографической подготовки, в помощь музыкальным руководителям предлагаю следующую постановку сюжетно-игрового танца «Мои грибки» 4/4 (см. Приложение).
Тема урока: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами танцевального искусства»
Снегирёва Валентина Николаевна
музыкальный руководитель, МДОУ «Детский сад комибинированного вида № 73», г. Ангарск, 665832, Иркутская обл., г. Ангарск, 6−17−161, HappyAngel2005@Mail.ru
________________________________________
Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Я занимаюсь с детьми хореографией с младшего дошкольного возраста. Уже в этом возрасте дети могут самостоятельно выполнять композиции музыкально-двигательных образов, основываясь на эмоциональном восприятии музыки; умеют перевоплощаться в образы различных персонажей, передавая особенности их пластики и движений; согласовывать свои движения с движениями партнёра. Предлагаю вам сценарий новогоднего праздника, куда вошёл небольшой ритмопластический спектакль, под названием «Зимняя сказка». Основываясь на восприятии музыки и текстовой подсказки ведущего, дети эмоционально и с удовольствием самостоятельно играют свои роли. Сценарий интересен тем, что при высокой активности детей на празднике не требуется большой подготовки со стороны музыкального руководителя.
Зимняя сказка
Участники праздника. Взрослые: Дед Мороз, Снегурочка (воспитатель группы), Петушок, Лиса.
Дети: лиса, зайчиха, зайчики (не более 8−10 человек, более подвижные в музыкальном развитии — самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр), оставшиеся девочки-снежинки, мальчики — медвежата.
Оформление зала. Зимний лес. В центре зала — нарядная ёлка. На заднем плане — дом Лисы. Отдельно стоят стульчики — «домики» зайчат.
Снегурочка приходит в гости к ребятам в группу и приглашает их на новогодний праздник в лес, к себе, на лесную полянку. Дети «сели на саночки и покатились» (лёгким бегом вбегают в зал со звоном колокольчика). Дети останавливаются вокруг ёлки.
Снегурочка. Вот и приехали на лесную полянку. Посмотрите, как красиво вокруг…
На свете много есть чудес,
Но всех чудесней зимний лес!
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и лисицы, и зайцы в нём живут!
Вот и ёлочка — краса! Здравствуй, ёлочка! (Дети здороваются с ёлочкой).
Сколько на ней игрушек, звёздочек, хлопушек (дети рассматривают и называют игрушки)…
Только вот на ёлочке
Не горят огни.
Попросим ёлку дружно:
«Ёлочка, гори!» (Загораются огоньки на ёлке).
Крепче за руки беритесь
В круг весёлый становитесь.
Вокруг ёлочки пойдём,
Песню звонкую споём!
Хоровод «Ёлочка большая», муз. Г. Ф. Вихаревой
Снегурочка. Послушаем, что нам про ёлочку расскажет…(имя ребёнка, читающего стихотворение)
1 ребёнок.
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.
Ёлочка пушистая,
Ёлочка душистая. Здравствуй!
2 ребёнок.
Нынче праздник новогодний,
Собрались в кружочек мы,
Пусть на ёлочке зелёной
Загораются огни.
3 ребёнок.
Всем нам очень хорошо,
Весело сегодня,
Потому что к нам пришёл
Праздник новогодний.
Снегурочка.
Здравствуй, здравствуй ёлочка,
Здравствуй, Новый год!
Каждый пусть у ёлочки
Танец заведёт!
Полька (музыка по выбору музыкального руководителя).
1 фигура — бегут друг за другом вокруг ёлки; затем выполняют «фонарики»; хлопки.
2 фигура — бегут друг за другом вокруг ёлки; притоп одной ногой; кружение на полупальцах и поклон. По окончанию танца, дети бегут за Снегурочкой и садятся на стульчики.
Снегурочка.
Теперь давайте отдохнём
И сказку в гости позовём.
Все тихонечко сидите
И внимательно смотрите.
(Начинается ритмопластический спектакль, который исполняют только дети).
Маленький домик стоит на лужайке,
Живёт в нём зайчиха, с ней детки — зайки.
Выбегают зайчиха, зайчики, прыгают возле ёлочки и засыпают.
Стало всюду тихо, зайки засыпают,
Мама их зайчиха песню напевает.
Зайчиха гладит зайчат и напевает:
Баю, баю, баиньки,
Засыпайте, заиньки.
Птички не летайте,
Спать нам не мешайте.
Снегурочка.
Спят детишки зайка. Дремлет мать зайчиха.
Вы им не мешайте! Тихо, тихо, тихо…
Лишь снежинки полетели… покружились… и присели.
Танец снежинок (дети выполняют движения соответственно текстовой подсказки Снегурочки), по окончанию танца Снегурка «сдувает снежинки» на стульчики.
Снегурочка. Утро наступило на лесной опушке…
Танцевальная композиция зайчат (музыка по выбору музыкального руководителя).
Пробуждение зайчат. Зайки потягиваются, тянутся к солнышку и говорят: «Здравствуй, солнышко!»
Танец зайчат (любая полька):
1 фигура («Умывальная»): 1 фраза — моют щёчки; 2 фраза — моют носик; 3 фраза — моют ушки; 4 фраза — виляют хвостиком.
2 фигура («Пляска»): 1 фраза — прыгают врассыпную по залу; 2 фраза — выставление пятки; 3 фраза — «пружинка»; 4 фраза — кружение на прыжках. На окончание музыки все зайчики присели.
Игра «Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровской (дети выполняют движения по тексту песни).
Зайки серые сидят,
Ушки длинные торчат.
Вот какие ушки,
Ушки на макушке.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие лапки,
Быстрые царапки.
Вдруг бежит лисичка, — появляется лисичка (ребёнок).
Хитрая сестричка.
Ищет: «Где же зайки? — поёт лисичка.
Зайки-побегайки?» Зайчики убегают на стульчики, которые стоят отдельно от всех ребят — их «домики».
Снегурочка (обращается к лисичке).
Ты пришла без приглашенья
И зайчат ты не лови!
Здесь на празднике, у ёлки,
Лучше с ними попляши!
«Пляска — приглашение» лисы и зайчат, укр. нар. мелодия в обр. Г. Теплицкого.
Звучит музыка медвежат. Появляются медведи. Зайцы пугаются и убегают в свои «домики».
«Пляска медвежат», муз. Л. Шварца.
Возле ёлок, во лесочке, — выходят медведи, переваливаясь.
Пляшут мишки на снежочке.
На весёлых медвежат
Птички с веточек глядят.
Припев:
Ай-да, мишки-шалунишки. — наклоняясь, поочерёдно хлопают ладошками по коленям.
Развесёлые малышки, — выполняют полуприседания.
Попляшите веселей
Возле ёлочки своей!
Мишки лапой помахали, — машут одной рукой.
Покружились, поплясали — кружатся, переваливаясь
Ай-да, мишки, молодцы,
Поплясали, малыши!
Припев.
Поплясали и устали, — кружатся.
Сели, лапой помахали. — сели на пол.
Все тихонечко сидят
И на ёлочку рычат.
Припев.
Снегурочка.
Ай — да, мишки-шалунишки!
Напугали вы зайчишек,
Лучше вместе попляшите
И на танец пригласите!
«Полька», музыка Г. Ф. Вихаревой (дети бегут парами вокруг ёлки; выполняют «фонарики» одновременно полуприседая, повернувшись лицом друг к другу; кружение «лодочкой» и в заключении дети обнимают друг друга — помирились). Дети садятся на свои места.
Снегурочка. Что-то Деда Мороза не видать!.. Мы споём с вами песню, Дед Мороз услышит и придёт.
Песня про Деда Мороза.
Снегурочка. Дед Мороза не видать… И не слыхать… Может нам его позвать?
Дети. Дед Мороз! Дед Мороз!
Дед Мороз. Ау! Ау! Иду! Иду!
С Новым годом!
С Новым годом поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!
Прошлый раз у вас я был, никого не позабыл.
Подросли, большими стали, а меня то вы узнали?
Ай-да, ёлочка-краса,
Зелена, пушиста и стройна!
Крепче за руки беритесь,
В круг весёлый становитесь.
Наступает Новый год,
Начинаем хоровод.
Хоровод «Ёлочка», муз. М. Красева.
Дед Мороз. Молодцы, как хорошо поёте, танцуете, а мороза вы боитесь?.. Покажите-ка свои ручки. Вот я их заморожу…
Игра «Заморожу» (носики, щёчки, ушки, ножки…)
Снегурочка. Дед Мороз, ребятишки не боятся мороза, потому что умеют греться.
Дед Мороз. Это как?
Снегурочка. Они тебе сейчас покажут.
«Зимняя пляска», муз. М. Старокадомского.
Дед Мороз. Я вижу вы и прыгаете и в ладоши хлопаете, а бегать умеете?.. Сейчас проверю: 1 — 2 — 3 — от Мороза убеги!
Игра «Догонялки» (Дети убегают на стульчики, Дед Мороз их ловит.)
Дед Мороз. Ох, жарко стало… Снегурочка, подуй на меня… Не помогает. Ребята, подуйте на меня…
Снегурочка предлагает Дед Морозу сесть на стул, отдохнуть.
Дед Мороз. А стихами вы меня порадуете?
Чтение стихов.
Снегурочка.
Дед Мороз, Дед Мороз,
А подарки ты принёс?
Дед Мороз. Подарки? Ой, а где же мой мешок? Придётся возвращаться, Снегурочка, за подарками
Появляется Петушок. Он бежит, оглядывается, пытается спрятаться: ко-ко-ко…
Дед Мороз. Петушок? Что ты здесь, в лесу, один делаешь?
Петушок. Ой, дедушка! Ой, Морозушко! От лисы убегаю, от лисы прячусь!
Дед Мороз. А где лиса-то? Нет её! Ты, Петушок, не бойся! Сегодня праздник новогодний, она тебя не тронет, не посмеет!
Петушок.
Ой, боюсь, боюсь! Где ведёрочко моё,
Спрячусь я скорей в него! (Одевает ведро на голову.)
Дед Мороз.
Ну и Петя, ну трусишка!
Гребень спрятал, хвост торчит,
Как осенний лист дрожит.
Появляется Лиса (взрослый).
Лиса.
Здравствуй, дедушка!
Здравствуй, Морозушко!
С Новым годом всех вас поздравляю,
Смеха, счастья, радости желаю!
Дед Мороз. Спасибо, Лиса Патрикеевна!
Лиса. Дедушка, здесь такой ма-а-аленький Петушок не пробегал?
Дед Мороз. Петушок? А зачем он тебе Лиса?
Лиса. Да нет, я просто так спросила… Какая ёлка красивая! Я посижу, полюбуюсь ею, дедушка Мороз?
Дед Мороз. Посиди, посиди! Да только смотри, не озорничай!.
Ребята, я пойду за подарками, а вы приглядывайте за лисой и петушком. Если лиса будет обижать петушка, громко — громко зовите меня! Дед Мороз! Дед Мороз! Ну-ка попробуйте! (дети кричат). Дед Мороз хвалит детей и уходит.
Лиса. Иди! Иди! (встрепенулась, нюхает всюду, ищет петушка) Где-то совсем рядом петушатиной пахнет…(Увидела и стучит по ведру) .
Петя-петушок, выходи!
Свои красные сапожки покажи!
Петушок. Нет меня! Нет меня здесь!
Лиса (снимает ведро). Ага, попался! Сейчас я тебя съем!
Бегают друг за другом вокруг ёлки. Дети зовут Деда Мороза. Вбегает Дед Мороз.
Д. М. Что такое? Что случилось?
Дети рассказывают. Лиса перестраивается.
Лиса. Да не слушай ты их, Дед Мороз! Я просто хотела петушка в гости пригласить, пирожками угостить. Ну не хочешь и не надо.
Лиса убегает.
Дед Мороз. Убежала! Так вы говорите, что лиса хотела петушка съесть? Что же нам делать? Куда петушка спрятать… За ёлку… Видать… А мы его снежком запорошим…(накрывают белой тканью) Не видно? А ты, петушок, сиди тихо-тихо, не высовывайся и голос свой не подавай, пока я не приду. А вы, ребята, за петушком приглядывайте! Как лису увидите, так и кричите громко: «Лиса! Лиса!».
В это время из-за ёлки, с другой стороны, подкрадывается лиса. Дети видят её и кричат: «Лиса! Лиса!», а Д. М. не понимает их: «Правильно, правильно кричите, только погромче, чтобы я услышал». Дед Мороз уходит.
Лиса.
А вы тише, не кричите
И Мороза не зовите!
Где же Дед Мороз петушка спрятал? Здесь не видать…(Обращается к ребятам.) Может вы мне подскажите…
Лиса зовёт:
Петушок! Петушок!
Золоток гребешок!
Вздыхает:
У него масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Петя рано встаёт, громко песни поёт.
Как же он их поёт? Никак вспомнить не могу…
Петушок. Ко-ко-ко… Ку-ка-ре-ку!
Лиса встрепенулась, услышала где петушок сидит: «Ах, ку-ка-ре-ку!» Лиса достаёт коло
сок на верёвочке, бросает возле петушка: «Цыпа, цыпа, цыпа…». Петушок выползает из-под снежного покрывала, ползёт за колоском: «Ко-ко-ко…». Лиса хватает петушка: «Докукарекался!» и ведёт к себе в дом.
Дети зовут Деда Мороза, он вбегает с мешком (там заранее спрятан поросёнок).
Дед Мороз. Что? Что случилось? (Дети рассказывают.) Обманула Петушка? В дом утащила? (Дед Мороз подходит к дому, стучится.) Лиса Патрикеевна!
Лиса. Да! Кто там?
Дед Мороз. Это Дед Мороз. Может петушка-то нам отдашь? Ведь сегодня праздник!
Лиса. Вот именно! Хотелось бы петушатиной полакомиться.
Дед Мороз. Так добром не отдашь?
Лиса. Нет.
Дед Мороз. (детям) Надо нам с вами лису перехитрить. А как… Я придумал. Знаете, что у меня в мешке есть? Угадайте! Хвост крючком, а нос пятачком! Правильно, поросёнок. (Достаёт поросёнка и ставит перед ёлкой). Мы с вами выманим сюда лису, а потом прогоним -забросаем её снежками. (Дед Мороз и Снегурочка раздают детям снежки.) Но бросать будем только по моей команде. А теперь громко хрюкаем, как поросята: хрю-хрю-хрю…
Лиса. Кто это там расхрюкался? (Выглядывает) Никого не видать…
Дети хрюкают ещё громче.
Лиса. Да что там происходит? Пойти посмотреть что-ли? А…(увидела поросёнка) Какой розовенький, да толстенький… Мой!
Дед Мороз. Бросаем снежки!
Дети бросают в лису снежки. Лиса пытается увернуться, рассердилась, хватает мешок с подарками и убегает.
Дед Мороз. Прогнали. А где же наш петушок? Идите, выручайте его… (Дети идут в домик Лисы и выводят Петушка.) Жив, здоров?
Петушок. Спасибо вам, ребята, что выручили меня.
Снегурочка. Дед Мороз, а где же мешок с подарками?
Дед Мороз. Как где? Здесь был… Лиса утащила. Что ж теперь делать?
Снегурочка. Дед Мороз, но ты же волшебник! Сделай что-нибудь!
Дед Мороз.
Есть у меня одна шкатулка. Достаёт её, открывает, там иголки с ёлки.
Пусть эти иголки, станут подарками с ёлки. Дует их на ёлку.
А теперь ищите. Под ёлкой дети находят подарки. Раздача подарков.
Дед Мороз.
А теперь, детвора,
Вам домой идти пора
Снегурочка, проводи ребят. До свидания, ребята.
Дед Мороз уходит, дети прощаются с ёлкой.

Статья опубликована 28.03.2009
Обновлено 31.03.2009

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: