Тоника — это основа, устой, а доминанта — то, что можно выделить помимо тоники. Когда поешь песню, мелодия, как река в озеро, стекает в тонику. Тоника подобна земле, на которой стоим. Чистое поле да дерево посреди него — дерево будет доминантой. То же дерево под поверхностью земли, то есть корневая система, будет субдоминантой.
Возьмем ноту, любую, назовем ее тоникой. Это как на будущей картине обозначить линию горизонта — просто взяли и нарисовали там, где это показалось уместным. А может нарисуем берег озера? Посадим на берегу дерево-доминанту, и пусть оно отразится в воде, а то ведь мало кто имеет представление о корневой системе, видеть не приходилось.
Как найдем домининту на музыкальном инструменте? С гармонью просто: от тоники третья клавиша в одну или в другую сторону — будет нижняя или верхняя доминанта. Нет, если честно, то с гармонью совсем не просто, у нее ведь есть определенная тональность, но об этом позже, просто запомним, что нужна третья клавиша от тоники в одну и в другую сторону — в правой руке. В левой, если гармонь обычная, нам нужны соседние пары кнопок — верх да низ от серединки (если не считать верхнюю пару рядов — это еще одно уточнение, которое оставляем на потом)).
На пианино жмем клавиши через одну, тоже три штуки в одну сторону, три в другую. Справа попадаем на доминанту, слева на субдоминанту. Можно, конечно, и не попасть, если нам нужна не белая, а соседняя черная клавиша, но это редкий случай. Не будем застревать на уточнениях. Просто усваиваем схему.
Принцип поиска доминанты и субдоминанты уловили? Теперь бы чайку попить. Или еще как-то отвлечься. Чтобы улеглось.
Все это мгновенно усваивается с хорошим учителем, а по тексту — голову сломать можно. Но не будем трусить. Нас ждет второй этап. Берем тонику, находим доминанту и субдоминанту. А теперь от каждой из этих клавиш нажимаем три через одну на фортепиано или три подряд на гармони. Слева направо на фортепиано, от носа к коленкам — на гармони. Получили три трезвучия — тоническое посредине, доминантовое справа или ближе к коленкам, то есть выше в ряду звуков, субдоминантовое слева или ближе к носу, то есть ниже по звукоряду.
Получилось? Делаем передышку, пусть и это уляжется.
К третьему этапу страшновато переходить. Кто уверен в своем музыкальном слухе, тот уже на втором этапе начал весело импровизировать. А кто не уверен, тот методом тыка все особенности не прощупает. А рассказывать про тона-полутона в мажоре и миноре да про обращения трезвучий — это так долго! Это так ненадежно, если не знаешь, что и как уложилось на предыдущих двух этапах!
Рискну продолжить. Ниже по звукоряду находится параллельный мажору минор. На гармони в миноре тоника, доминанта, субдоминанта по отношению друг к другу расположены так же, но все смещаем на одну клавишу ближе к носу. На фортепиано — через клавишу — налево. И у вас появляются: s, S, t, T, d, D, x — это субдоминанта минора, субдоминанта мажора, тоника минора, тоника мажора, доминанта минора, доминанта мажора и некая загадочная клавиша, которую будем игнорировать.
Этими буковками можно записать весь аккомпанемент 90 процентов старых песен и почти весь аккомпанемент песен последних лет. От шести клавиш, которые мы можем разметить этими буковками (на пианино через одну, на гармони — все по порядку в каждом ряду правой руки) строятся трезвучия аккомпанемента.
Экспериментируйте. Шесть вариантов — это не так уж много, чтобы при каждом изменении в аккомпанементе перепробовать все варианты. В простых песнях, бывает, нужны лишь два аккорда или три, чаще три минорных. Начало и завершение — чаще всего тоника, перед завершением чаще всего бывает доминанта минора, а до этого тоника да субдоминанта. Правил нет, а частота некоторых событий настолько велика, что начинающий музыкант может принимать их за временные правила и быть успешным. Так что смелее нащупывайте.
Знайте, что музыкальный слух, даже если его поначалу совсем нет, вырабатывается, умение аккомпанировать — тоже. Больше времени, больше смелости, больше радости — и все получится. Приятных экспериментов!
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...