Феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место — утверждают психологи. Многим людям увлечение компьютером не идет на пользу, причем некоторые из них нуждаются в серьезной психологической помощи. Нарушения психических состояний у них заметны невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире — виртуальном, где всё дозволено, где они устанавливают правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира — основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.
Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают следующие:
нежелание отвлечься от игры;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса игры;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
ощущение эмоционального подъема во время игры;
обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь
Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
3. Стадия зависимости. Сюда переходят не все — только 10−14% игроков являются «заядлыми»,
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей.
Обобщенная классификация компьютерных игр выглядит следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры.
1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Неролевые компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры.
Психологи утверждают: все игры не одинаковы по задействованным в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении самыми опасными являются ролевые игры.
Ролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа,
Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя характеризуются наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.
Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя характеризуются меньшей силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
Руководительские игры названы так потому, что в них играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Поэтому «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Но мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры здесь не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
Как определить, есть ли у человека зависимость или компьютерная игра является для него обычной разрядкой? Все очень просто, процесс благотворного влияния ролевых игр выглядит следующим образом: человек на время «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем
Не поддавайтесь зависимости!
"Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают следующие:
- нежелание отвлечься от игры;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса игры;"
и далее по списку.
Я попробовала подставить сюда вместо компьютерных игр чтение, сочинение стихов, фотографирование, походы по магазинам, катание на мотоцикле, прыжки с парашютом, путешествия автостопом. Любое из этих увлечений может дать те же самые симптомы. У меня масса знакомых, которые над интересной книгой могут просидеть всю ночь, прекрасно зная, что утром им идти на работу. Да что там знакомые -- сама такая. Фотограф, который нашел прекрасную натуру и увлеченно ее снимает, уже ни на что другое не годен. Можно его бросать и возвращаться домой, он этого даже не заметит. Парашютисты после травмы вместо того, чтобы сидеть дома и лечиться, берут костыли и ковыляют к своим друзьям, чтоб хотя бы поговорить о прыжках. Все симптомы опасной зависимости. По-моему, проблему компьютерной зависимости сильно раздули. Ну да, есть такая зависимость. В ряду многих других. Да и не всегда зависимость плоха. Когда к поэту П.Б. Шелли приходили друзья, они обычно находили на книжной полке тарелку с едой, и спрашивали поэта, что это такое. Тот с недоумением смотрел на тарелку, потом растерянно отвечал: "Это мой обед. Я думал, что я его съел." Как известно, причиной кончины Шелли была вовсе не голодная смерть.
1 Ответить
Вы правильно подметили. У нас была статья об аддикциях, в которой и говорилось, что любое чрезмерное увлечение - зависимость.
0 Ответить
Общая класификация компютерных игр приведенная в статье не совсем правильная (ИМХО)...
0 Ответить
Ну да, она специфическая, именно с точки зрения формирования зависимости от них.
0 Ответить
Мне, кажется, что большинство игроманов, все-таки дети. И это увлечение у них оздоровится с возрастом. Поступят в институт, начнут работать - и уже не до игр... А пока - пускай резвятся...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А как они в институт поступят, если все время за играми проводят? Болезненная зависимость может даже к истощению привести, писали о таком случае, то есть, поесть человеку некогда, не то что поучиться...
0 Ответить
Я бы счел не все игры такими вредными.
0 Ответить
И автор тоже...
0 Ответить
Спасибо за то, что он нашел эту статью и дал возможность нам ее прочитать. Очень интересно, особенно если в окружении близких есть такой человек-игроман. Кто таких людей не встречал - тому эта статья не будет интересна.
Твёрдая 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алкоголь не менее страшен!..
0 Ответить
А героин все равно страшнее. А алкоголь все равно масштабнее.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Зачем это здесь писать? Статья не о том, что страшнее: игромания или наркомания. Статья изложена в тему, а вот комментарий - нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
почему не в тему.. как раз таки в тему.. вот цитата из статьи:
Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.
по-моему это полная чушь..
Оценка статьи: 4
0 Ответить
разрядка или зависимость -- это зависит от силы воли человека.
хотелось бы услышать аргументы и доводы в пользу обоих утверждений, и их анализ. а классификация игра хорошая ,но, соглашусь с Георгием -- для докторов. слишком по научному... народу надо поменьше "академизма" и побольше жизни в материале...
0 Ответить
Конечно статья интересная и важная. Но уж больно прикладная. Как-бы - для докторов. А не для народа.
Актуальнее наверное было бы повернуть смысл статьи в русло - так что же делать при зависимости. А не определять - есть зависимость, или нет.
Поэтому - только трояк.
Оценка статьи: 3
0 Ответить