Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения».
Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее — замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания «брать пример» с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
Как надо хвалить?
Только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью!
Для чего нужна похвала ребенку?
Для того чтобы придать ему уверенность в себе, если ее не хватает. Придать силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (любой)… Ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Назначение похвалы — пополнить этот запас или компенсировать его утрату. Среди полуграмотных стареньких прабабушек и прадедушек есть многомудрые воспитатели, очень чуткие к действию слова: «Хвалить-то с умом надоть!» И если замечена ими редкая и нужная способность в ребенке, они не скроют ее от него, дадут ему понять, что одарен. Но как! Мысль о ценности отпущенного природой дара внушается одновременно с мыслью об ответственности за этот дар, о серьезном к нему отношении: «Дар — он вроде бы даром, а отрабатывать его — всю жизнь…»
С какой стороны ни посмотришь, дефицитом серьезного, вдумчиво-уважительного отношения к ребенку вызваны многие минусы в его развитии, в том числе и эгоцентризм — тот самый, который не проходит со временем, и врастает в характер, по-разному уродуя его.
Один незаслуженно захвален и потому несносно спесив, заносчив, высокомерен.
Другой — не по размерам вины — публично пристыжен (бытует, к примеру, еще такая чудовищная форма садизма в детских садах — насильственное обнажение ребенка перед сверстниками на осмеяние и стыд), и теперь долгие годы он испытывает либо потребность спрятаться (этакий «эгоцентризм наизнанку»), либо приступы жгучей ненависти ко всему, что не он, либо еще что-нибудь столь же аномальное.
Третий, от природы стеничный (активный и сильный), не получил содержательной, созидающей направленности своей активности и теперь грубо навязчив в своем потребительском эгоизме.
Четвертый, привычно стоя в углу класса, обретает статус шута, но не такого, из которого мог бы получиться хороший цирковой клоун: у Юрия Никулина кроме таланта великого шута был тот уровень человеческого достоинства, который вызывает глубокое уважение, адекватное глубине этой богатой личности и серьезного актера. А кривляние из угла на потеху классу, вызванное потребностью компенсировать эмоциональную ущербность своего положения, становится — опять же на долгие годы — одним из ведущих штрихов психологического портрета: в нем самый жалкий вид эгоцентризма, который почти исключает самоуважение (а зачастую и без «почти»).
Пятый… Десятый… Вариантов эгоцентризма, помноженных на различные степени его патологии, необозримое множество…
А вот меня мучает вопрос.
Нужно хвалить ребёнка или его правильный поступок!?
0 Ответить
Прекрасный вопрос! А что об этом думает автор статьи?
0 Ответить
Кто, Н.В.Жутикова? Она нас не читает...
0 Ответить
Пардон Я имела в виду Евгению Нестерову
0 Ответить
По моему мнению, и то, и другое. Разве можно отделить человека от его поступка? Форма похвалы может быть разной - от одобрения до восхищения, но похвалить обязательно надо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А можно хвалить иносказательно, например, через придуманную сказку или беседу с игрушкой. Тогда ребенку более понятно, что хорошо принимается его действие, и это мотивирует к новым действиям
0 Ответить
Не скупитесь на похвалу! Это Ваш ребенок, для Вас он самый лучший и он должен знать об этом.
0 Ответить
взрослых тоже хвалить надо
Хорошая тема на самом деле... Я вот думаю что лучше перехвалить чем недохвалить...
0 Ответить
Я не согласна, что ребенка не нужно хвалить за его природные таланты. Например, пишет ребенок в 5 лет стихи. Не подбирает рифмы, особо не задумывается, они просто у него складываются в голове и нужно только их записать. Да, он подходит к маме и говорит, "мама я тебе скажу, а ты запиши". Почему бы его не похвалить? Иначе он тогда не будет на этом акцентировать внимание, перестанет сочинять, может быть, "зароет талант". Мне кажется, что детей всегда нахо хвалить, особенно, когда они не такие как все. И особенно, когда то, что другой делает 2 часа, этот ребенок делает за 15 минут.
0 Ответить
Мне кажется, в этом случае можно высказать не похвалу, а просто радость: "Как хорошо, что ты это умеешь", а не "Как хорошо ты это умеешь".
0 Ответить
Да, потому что похвала - всегда оценка. Радость - человечнее.
0 Ответить
Для ребёнка значительно лучше пряник чем кнут
0 Ответить
Ну да, хвалить -то, конечно, нужно! Но в умеренном количестве!
0 Ответить
Хвалить ребенка надо обязательно, и в первую очередь за то, чему он только что научился и что вновь освоил. Это стимулирует его к обучению новым навыкам и знаниям.
Оценка статьи: 4
0 Ответить