Можно заметить, перечитывая рассказ «Я убил», что доктор Яшвин — живой будущий Пилат, Пилат, живущий после убийства Иешуа. Объединяет их «косенькая усмешка» и память точной даты. Деталь тонкие и белые пальцы ярко характеризует Яшвина — он хирург, искусный хирург. Момент, когда доктор «поднял глаза и глянул куда-то вдаль» [5, с.435], напоминает Пилата и его муку. Внешность доктора соответствует пальцам, они такие же тонкие и белые, как у пианиста: Яшвин — актер жизни. Актер — некая ложь. Нечто безнравственное. Пилат также актер, умный и хитрый правитель, тонкий человек, ценитель, он понял, что Иешуа не виновен.
Обувь и щегольство доктора Яшвина также обращают на себя внимание, как у Пилата кавалерийская походка и кровавый подбой. Внешность доктора показывает его принадлежность к аристократическому воспитанию, утонченности, ценительству, порядочности, эстетичности.
В рассказ
Доктор Яшвин правдиво рассказывает о себе: это свойственно характеру
В рассказе «Я убил» важна деталь на картинке календаря, которую можно назвать хронотопом: сравнительная сила лошади и мотора свидетельствуют о разных эпохах, времени лошади и времени мотора. Создается впечатление в контексте рассказа и в связи с особой концентрацией авторского внимания, вместе с ним читателя и всех действующих лиц рассказа на этой картинке, что люди далеки от цивилизации, и близки древности или вечности. Также можно заметить внутреннее противопоставление: повествователя и доктора Яшвина. Антитеза во внешности, в речи: речь рассказчика довольно груба, приближена к безграмотной, нарочита: «товарищи», а не господа, «черти», «валят», небрежные конструкции в построении фразы характеризуют рассказчика героем нового времени. Доктор Яшвин явно представитель старшего поколения, другого времени. С точки зрения нравственного или безнравственного рассказчика можно охарактеризовать как ни нравственного, ни безнравственного. А вот каков доктор Яшвин будем рассматривать далее. Прием соотношения времен используется и в романе «Мастер и Маргарита»: древнее время — время Пилата, оно вечно, это явление старшего поколения, мудрости; и современное время — время Берлиоза и мастера, героев нового времени.
Также хронотопом в рассказе являются два города. Противопоставление Киева и Москвы означает любовь доктора к Киеву, является характеристикой Яшвина и автобиографической деталью. Киев — город детства
Кроме того, Киев — «грозный» город и означает грозное время. Эпитет «грозный» и дата 1 февраля девятнадцатого года указывает на время гражданской войны. Доктор хочет дезертировать, бежать, обмануть, предать, развивается тема трусости, как и в романе «Мастер и Маргарита» в отношении Пилата, в отношении мастера в решающий момент.
В контексте рассказа рассматривается два понятия убийства: во время операции (так как перед нами хирурги), и ординатор называет это «случайностью» и убийство на войне (где ответственность принимает человек: убивать или дезертировать и мотивы этой войны: неизвестно за что или защита кого-то, во имя чего-то.). «Терпеть не могу, — продолжал я, — фальшивых и покаянных слов: „Я убил, ах, я зарезал“. Никто никого не режет, а если и убивает, у нас в руках, больного, убивает несчастная случайность». В данном случае ординатор говорит об ответственности, которую врач, по его мнению, не несет, и о том, что врач не может произносит покаянных слов, так как он в принципе не может быть виноват: «Убийство не свойственно нашей профессии. Какой черт!.. Убийством я называю уничтожение человека с заранее обдуманным намерением, ну, на худой конец, с желанием его убить. Но такого хирурга я еще в своей жизни не встречал, да и вряд ли встречу». Доктор Яшвин вдруг повернул ко мне голову, причем я заметил, что взгляд его стал тяжелым, и сказал: «Я к вашим услугам». При этом он пальцем ткнул себе в галстук и вновь косенько улыбнулся, но не глазами, а углом рта. Мы посмотрели на него с удивлением. «То есть как?» — спросил я. «Я убил», — пояснил Яшвин. «Когда?» — нелепо спросил я". [4].
Помимо понятия ответственности здесь, несомненно, присутствует и понятие нравственности, включающего понятия нравственный выбор, совестливость, совесть. Для ординатора-рассказчика уже существует как аксиома уловка оправдания: смерть человека может произойти от случайности, а не по вине врача.
Для доктора Яшвина этой уловки нет. Хотя налицо все обстоятельства, оправдывающие его поступок. У человека первого взгляда нет возможности для мук совести. У человека другого, противопоставленного ему взгляда, есть причина для мук совести. Просто само по себе убийство, которое было.
Исходя изначально из первого вывода о противопоставленности поколений можно сделать еще одно важное заключение: для нового поколения нет понятия ответственности и нравственности на момент начала рассказа. Для них труд врача-хирурга: повседневность, рутина, обыденность, о которой можно поговорить и разойтись, какая-то небрежность сквозит в их речах. И очень важным оказывается конец рассказа для ординаторов. «После молчания». Рассказ заставил задуматься молодых, они сделали какие-то выводы. И поняли страдание доктора. Так как именно поэтому спросили, чтобы как-то облегчить его муку, и выразить сочувствие ему: «Убили или ранили». И доктор это понимает, но отвечает неумолимо, как и само его мучение.
О какой-то внутренней муке свидетельствует у
В рассказе «Я убил»
Бескомпромиссность, как доктора, так и автора рассказа подтверждают некоторые эпизоды и детали в рассказе «Я убил». Они же указывают на скрытые религиозно-нравственные мотивы, анализ которых с эстетической позиции приводит к интересным выводам.
Доктор Яшвин оказывается так же виноват, как и полковник. «Убийством я называю уничтожение человека с заранее обдуманным намерением, ну на худой конец, с желанием его убить. Хирург с пистолетом в руке — это я понимаю. Но такого хирурга я еще в своей жизни не встречал, да и вряд ли встречу». Яшвин: «Я к вашим услугам… Я убил». [4]. Яшвин приравнивает это определение убийства к себе, несмотря на все обстоятельства, оправдывающие его. Вот в чем бескомпромиссность самого героя.
Состояние неоправдываемой автором и самим доктором вины, совершенности и необратимости поступка выражено в рассказе с помощью быстрой смены событий: «сгинул белый заиндевевший город», «через часа два опять все изменилось как в калейдоскопе», «сгинула черная дорога», «одну из пуль, я, по-видимому, вогнал ему в рот…». [4]. Мысль Андрея Земского, который читал «Дьяволиаду» о том, что у
В рассказе «Я убил» автор создает образ напряжения, переживания, мучения. «Яшвин спрятал календарный листок в бумажник, съежился в кресле» …"и продолжал". [4]. Сидит в кресле и Пилат. Так возникает сквозной образ, образ величия, правителя. С другой стороны «съежился» говорит о каком-то дискомфорте внутри человека, от чего он вынужден как будто сжаться.
Причина возникшего желания у Яшвина бежать являлась бессмысленная жестокость, произвол Петлюры. «Убивали кого-то ежедневно», «полдня лежали два трупа», «убитых неизвестно за что». [4]. С позиции нравственности — нравственность в Киеве отсутствовала, и закона не было в этот месяц. Можно также соотнести погромы Петлюры и жестокость Пилата, хотя
И хотя «события выволокли за волосы и поволокли» [4]Яшвина, выбор доктора очевиден: служить Петлюре он не намерен, что видно из описания «мечтаний» доктора над чемоданом. Шинель с повязкой красного креста — знак, что герой — врач независимо ни от чего, но не хочет быть с теми, кто убивает «непонятно за что». Он не хочет, где беспредел, но… события залетели… Никто не хотел мобилизоваться, и доктора взяли на квартире, чтобы предотвратить побег. И как бы арестовали. Доктор взял с собой «браунинг и запасную обойму положил в карман, надел шинель с повязкой красного креста». Странное противоречие. Человек мирной профессии, надевает шинель, указывающую на его профессию, и в то же время берет пистолет. Возникает мысль о маскараде. Не случайно доктор похож на актера, идет не по своей дороге (о чем нам сказано в начале рассказа). Поэтому мысли не один раз о побеге и самоубийстве, которые встречаются и в других рассказах. Мысль о самоубийстве или убийстве: «тронул нежно прохладную рубчатую ручку», [4] чтобы туда не идти, или о побеге, чтобы опять-таки туда не идти, именно для человека-актера, а не врача, не так уж и преступна в этот момент.
Далее по ходу действия автор дает читателю предвестников предстоящих событий. Во-первых, Яшвин зачем-то интересуется: «Кто командует полком?» И слышит ответ: «Полковник Лещенко», — с некоторой гордостью ответил первый, и шпоры его ритмически звякали с левой стороны у меня".[4].
Во-вторых,
В-третьих, специально искали Яшвина, потому что не жид, и доставили. Писатель рисует подробный портрет полковника Лещенко. Из сопоставления портретов можно заметить, что если Яшвин тайно страдающий, то Лещенко отталкивающий.
В-четвертых, эпизод с дезертиром. В христианстве, когда совершается грех, человек, страдая от греха и от своей греховности, глубоко раскаивается в содеянном, и человеку даруется прощение. В рассказе дезертировавший солдат просит прощения: «Змилуйтесь, пан полковник». Раскаяние «рваного» человека выражено автором в описании его позы: «упал на колени, из глаз потоками побежали слезы». [4]. Полковник Лещенко совершает грех, так как не прощает дезертира.
Обратим внимание на деталь «пистолет», которым полковник бьет рваного человека, он «изящный и мрачный». От поступков полковника мрачен пистолет, и револьвер бьет рваного человека как человек. Пистолет становится действующим лицом.
Главного героя объединяет с этим рваным человеком дезертирство, которое Яшвин хотел совершить, то есть их объединяет желание не убивать. Сам же полковник есть воплощение войны, так как для него не важно, кто перед ним: мужчина или женщина.
В-пятых, догадка доктора является предвестником событий и авторской нравственной оценки: «Кто-то не выдержал истязаний, бросился и ранил его». [4]. Доктора «осенило», потому что он чувствует то же, что и тот, кто «бросился и ранил». Поэтому и Яшвин не вынес душевных истязаний, тоже выстрелил мгновениями позднее.
В-шестых, эпизод с женщиной. «Лишь после много времени спустя, я сообразил, что крайнее исступление может выражаться в очень странных формах». [4]. Например, во внезапном убийстве человека. Может ли это быть уловкой оправдания для Яшвина?
В этом же эпизоде интересен еще один прием: авторское описание сильно отсутствием описания, просто «стал смотреть в глаза, не видал таких глаз». [4]. Женщина судит и действует: «Плюнула в лицо полковнику», карает словами: «Какой вы подлец…».
Еще одна характерная черта: «Женщину?» [4]. - довольно нелепый вопрос в данной ситуации, как в ситуации с Иешуа: «а ты бы отпустил меня, игемон». На войне все одинаковы. У доктора совершенно не военный склад, а мирный, поэтому он доктор, он несет здоровье и мир. теперь я вижу, якую птицу мне дали «вместо ликаря». Вместо лекаря дали Человека.
Все это является приемами в поэтике
Доктор Яшвин делает, несомненно, нравственный выбор, и это можно назвать поступком. Был ли поступок доктора в его рассказе о себе безнравственным? Нет, поступок также был нравственным, если судить о нем, исходя из законов мирного времени. Полковник Лещенко живет по законам военного времени, поэтому перед ним есть враг, а это уже не человек, не жена, не сестра, не женщина. Просто враг. Для доктора же наступает момент нравственного выбора, к которому настойчиво продвигали героя все события, и проявляется его вопросом на приказ дать ворвавшейся и плюнувшей в исступлении в полковника женщине «двадцать пять шомполов»: «Женщину?». Поэтому доктор спрашивает «совершенно чужим голосом». Происходит попытка доктора заставить полковника Лещенко сделать нравственный выбор: остановиться, прекратить. Полковник как заведенный не может остановиться, также как и доктор в своем нравственном порыве не может остановиться. Полковник делает выбор безнравственный. Не случайно данная ситуация становится в рассказе кульминационной. Поэтому главной мыслью рассказа и для самого автора
«Слободка умерла, все молчало. И когда я пришел к мосту, не было как будто никогда ни полковника Лещенко, ни конного полка». [4]. Как будто и казни не было в «Мастере…», но если доктор все помнит, что как раз все было, то и Пилат, страдает не меньше, даже больше, о чем мы будем говорить ниже.
У доктора Яшвина в рассказе
В развязке рассказа автор позволяет нам думать о том, что убивает не Яшвин, а пистолет, поэтому повторяются детали, связанные с описанием пистолета (вспомним: пистолет становится действующим лицом). Это мгновение проявленного милосердия автора к своему герою. «Вот и моя смерть», «приятно пахло дымным газом от браунинга» [4]: доктор готов умереть, совершив поступок, даже теперь, освободившись от постоянного стынущего ожидания расправы над ним самим.
Однако обстоятельства и память доктора оказываются неумолимее, чем эта секунда милосердия. Потому что настоящее состояние доктора — я убил. Каким бы благом ни был его поступок, и какое бы ощущение не осталось, что «не было как будто никогда ни полковника Лещенко, ни конного полка», для доктора он был и остался навсегда, именно поэтому «слободка умерла», как будто умерло что-то вместе с этим полковником в Яшвине, и в то же время это подчеркивает, что доктор-то остался жив. Проблема рассказа в том, что доктор Яшвин, носящий шинель с красным крестом, оказывается на «нелепой» войне, делает «перевязочки», потому что это его святой долг, убивает пациента, нарушив клятву врача, запятнав свое человеческое «я», взяв грех на душу, и в то же время защищает женщину и честь.
Мы не знаем, результативен ли поступок доктора или нет. И какая сила способствует освобождению доктора: большевики, сам доктор в момент защиты, или нечто третье. Автор не случайно не говорит нам: умерла ли женщина под шомполами или нет, именно, чтобы не было никакой уловки для оправдания. Сам же доктор не может даже покаяться и попросить прощения, потому что просить его как будто не у кого, да и не зачем.
У
У Булгаковского доктора Яшвина нет продуманной идеи, есть порыв, воспитанный культурой, нравственный порыв, поступок: защита женщины. Однако доктор испытывает какие-то мучения, заставляющие его «взгляд становиться тяжелым» и «косенько улыбаться, но не глазами, а углом рта», «странненькой улыбкой». На убийство толкает Яшвина нравственное чувство. Однако это чувство до поры до времени как будто спит. Мысли о побеге в ситуации беспорядка гражданской войны нравственны, так как направлены в целом на восстановление мира, это целостное. Однако герой медлит с окончательным решением. Есть какие-то препятствия.
Решимость действовать постепенно растет и выливается в конкретном поступке. Но Яшвину нужен толчок, он все терпит, терпит, тянет и чего-то ждет, и только конкретное обвинение: «а вы доктор, с ними
Здесь для
Рассказ «Я убил» выстрадан
С точки зрения нравственной поэтики Яшвин сначала делает признание, которое огорошивает слушателей, а затем рассказывает обстоятельства произошедшего. Доктор Яшвин рассказывает о своем случае через много лет после него: через 7 лет. В рассказе
Доктор Яшвин спокоен. Но он носит убийство в себе и зависит от него, его жизнь определена этим событием. Доктор Яшвин продолжает жить и мучиться воспоминанием каждую ночь на второе февраля. Поэтому так значима последняя фраза рассказа: «я убил, поверьте моему хирургическому опыту». В ней бескомпромиссность и героя и автора рассказа
В жизни
На что же надеется герой рассказа «Я убил»? Доктор Яшвин уверен в себе, его страдание скрыто, но он не скрывает причину страдания. Это момент почти покаяния. Однако его замкнутость, таинственность его образа жизни, как будто сознательное одиночество — признак гордости и нераскаянности. И в то же время в докторе скрыт Бог, так как герой носит в себе страдание-память о том, что было «второго февраля, ровно семь лет назад, ночь в ночь, час в час почти…», приближая себя через свое скрытое страдание к страданию Христа, а значит и к прощению.
В развязке рассказа
Яшвин шел как спаситель в город, и жизнь в городе началась как будто с чистого листа, как и жизнь самого Яшвина. Своим поступком доктор взял на себя грехи полковника, став жертвой происходящего (не даром Яшвин задержался на мгновение, «мечтая над чемоданчиком»). Значит, этот поступок был ему предопределен с самого начала, как и его дальнейший жизненный путь скрытого страдания. Это момент взаимосвязи с архетипом Христа, которого не миновала «чаша сия». Поэтому «патрульный жалостливо махнул рукой: идите, доктор, домой». Доктор не мог поступить по-другому, смерти герой не боится и более того готов умереть за смерть полковника, но автор решает по-другому.
Для писателя важнее, что будет, если Яшвин не погибнет. Другой взгляд автора, отличный от библейского решения, проявляет позицию
Поэтому Бог оказывается милосерднее и добрее, и Христос оказывается счастливее, что жил тогда, а не сейчас, когда человек и его жизнь сами по себе оказываются более жестокими, чем мучительная смерть. Однако Яшвин постарался несколько облегчить или разделить свое страдание, так как рассказывает об убийстве.
Заключительный вопрос в рассказе
Еще один важный момент: ординаторы своим вопросом показывают, что они, пережив опыт на нравственное/безнравственное, выслушав доктора Яшвина, становятся нравственно иными. Этим и обусловлен их вопрос.
Писатель, описывая буквальное убийство, имеет в виду нечто иное, образное убийство, то, что человек, убивая другого, убивает себя, так как носит это убийство в себе всю жизнь, без возможности искупления. В другом крупном произведении
Заметим, что «в жизни человеку грозят неприятности за открывшиеся грехи, а воспринимающему искусство — ничего не угрожает».
Важна также заметка
Кроме биографических моментов, отраженных в рассказе «Я убил», у
Таким образом, приемом нравственной поэтики является следующее: в центре для исследования художник ставит нравственную цель. Нами была выбрана проблема, прописанная во всем творчестве писателя,
Выводы:
1. Сопоставление дневниковых и иных автобиографических материалов автора помогает определить человеческую нравственную позицию автора.
2. Сопоставление автобиографического материала и произведений писателя позволяет выявить нравственный образ автора.
3. Изображение внешности персонажей (яркая, интересная), эмоционального состояния (косенькая усмешка, тяжелый взгляд), одежды (щегольство, яркость, агрессивность), позы (сидит), наличие черт актерства являются одним из способов изображения состояния проблемы «я убил» в творчестве
4. Антиномичное изображение персонажей служит их нравственной оценкой.
5. Противопоставление времени: древнего, или более далекого, чем сейчас и современного ставит проблему в ряд вечных, исторически повторяемых, а значит, заслуживающих пристального внимания художника, так как велика вероятность взаимосвязи повторяющихся проблем (убийство, война, разрушение) с проблемой нравственного и безнравственного.
6. Противопоставление двух городов как двух миров Москвы и Киева стало приемом нравственной поэтики. Из него следует, что Киев — это мир семьи, нравственного, чистого. И поэтому ему постоянно нужна защита то со стороны автора (автор так выстраивает эпизоды, что становится ясной позиция автора), то со стороны героев.
7. Молниеносность событий также признак нравственной поэтики
8. Наличие предвестников для создания нравственной оценки автора и нравственных выводов для читателя.
9. Автор изображает героя как способного или неспособного к нравственному переживанию. И если это нравственное переживание возникает, то оно заставляет героя действовать.
Итак, нами прослежен путь проблемы «я убил» в поэтике рассказа
Используемая литература
1. Антипьев,
2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Худож. лит.», 1975−504 с.- C. 16.
3. Бердяев Николай Смысл творчества (опыт оправдания человека) [Электронный ресурс]. — М.: Изд-во
4. БИБЛИЯ. Книги священного писания ветхого и нового завета, канонические, в русском переводе с парал-лельными местами и словарем. — РОССИЙСКОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО. — М, 1999. — С.126.
5. Булгаков
6.
7. Булгаков,
8. Булгаковская энциклопедия // bulgakov.ru
9. Виттман А. «Библейские мотивы в романе „Мастер и Маргарита“ М.А. Булгакова» / науч.рук.д.филол.наук, проф.
10. Кочетков, Георгий О главном герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]: Георгий Кочетков, М.: 2001.- www. Библиотека «Вехи».
11.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...