Еврейское присутствие ощущаешь в самых разных уголках Парижа. Евреи, прежде всего, выходцы из России, активно упрочили репутацию французской столицы как мирового художественного центра.
В Париже творили Амадео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал, Осип Цадкин, Мане-Кац и другие. Работы некоторых из них, и, прежде всего, Сутина и Модильяни, экспонируются в музее Оранжери. Имеется и музей скульптора, иллюстратора и поэта, выходца из Витебска Осипа Цадкина, а одна из его одухотворенных скульптур украшает Люксембургский сад.
Ранние работы Шагала представлены в музее современного искусства — Центре Помпиду, а знаменитый плафон, расписанный Шагалом, вобравший знаменитые еврейские образы художника, придал новую жизнь «Гранд-Опера».
Париж тесно связан с деятельностью многих еврейских политиков, бизнесменов и журналистов. В их числе и Теодор Герцль. На Марсовом поле Герцль наблюдал постыдную сцену разжалования капитана Альфреда Дрейфуса.
На бульваре Распай, неподалеку от того не сохранившегося здания военного суда, где проходило судилище над невиновным, установлен памятник Дрейфусу. Вытянувшись «во фрунт», капитан Дрейфус гордо держит сломанную шпагу.
Теодора Герцля те события, по его собственному признанию, «навсегда сделали сионистом». Здесь, в одной из гостиниц, неподалеку от «Гранд Опера», он написал ставшую знаменитой книгу «Еврейское государство».
Поистине живым центром современного еврейского Парижа является район Марэ, что в переводе означает «болото». Этот квартал нередко называют самым изысканным кварталом Парижа. В XVII в. здесь жила аристократия. Позже здесь поселились торговцы и ремесленники.
С конца XIX в. этот район наводнили еврейские иммигранты из Восточной Европы. Здесь были построены синагоги, открылись ешивы (духовные учебные заведения), школы, разнообразные лавки и дешевые кафе.
В годы нацистской оккупации из Марэ были депортированы в лагеря смерти десятки тысяч евреев.
В 1950—1960-е годы еврейский квартал в немалой мере изменил свой облик: он приобрел левантийский характер. Многие тысячи евреев тогда переселились во Францию из Северной Африки: Алжира, Марокко, Туниса, а также Ливана. Некоторые из них осели в Марэ.
Сейчас это оживленный квартал, где можно встретить преподавателей ешив и их учеников, учеников еврейских школ и другую еврейскую публику. Привлекают к себе художественные салоны иудаики и книжные магазины.
Немало здесь и французов-парижан, давно облюбовавших эти места — завсегдатаев кошерных ресторанов, кафе и фалафельных. Много здесь и иностранных туристов.
В этом же районе в старинном здании располагается Музей искусства и истории иудаизма. В нем можно ознакомиться с коллекциями исторических и культурных артефактов различных еврейских общин Франции со времен средневековья до настоящего времени.
Лишь только поздним вечером узкие улочки Марэ ненадолго затихают, чтобы через несколько часов вновь наполниться его обитателями и заезжими туристами…
Автор статьи в чем-то прав. Но также и не прав. Например, Вилль Жюиф - не происходит от Еврейского Города - изначально слово вилль - сейчас город - обозначало Виллу - Римлян-Патрициев. На месте современнного ВильЖюиф - когда-то находилась Вилла патриция по имени Юлий. Но евреи и правда появляются в Париже довольно рано - как жители-купцы огромной Римской Империи.
0 Ответить
Интересненько..
0 Ответить
Я что-то не поняла про первенство евреев в Париже. А французы где были? Вокруг?
0 Ответить
Не было "французов", они к IX веку сформировались как нация, а тогда были франки.
0 Ответить
Уже первая фраза нводит на вопрос.
Ну, ладно - германские племена, фраки, французы. Так значит и франков с их предшественниками именно в Париже тоже не было?
0 Ответить
Именно в Париже в тот момент были франки. Которые позже стали французами. Лет через триста-четыреста.
Ну что делать, если бы статья была из другого источника, возможно, она бы называлась "Каким был Париж в пятом веке".
0 Ответить
Вот никто не спрашивает, что такое фалафельные...
0 Ответить
Полезно знать и это.
0 Ответить
Интересно было прочитать.
0 Ответить