• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Шишминцев Дебютант

Как учиться с помощью плеера и диктофона?

Согласно международным исследованиям технологий обучения (Майхнер Х.) люди запоминают лишь 10% того, что читают глазами, 20% того, что слышат и 50% того, что слышат и видят. Таким образом, эффективность запоминания звуковых учебные материалов намного выше, чем напечатанных или написанных. Исходя их этого, всем кто учится, следует больше уделять внимания аудиозаписям лекций и уроков, использованию разнообразных аудиоучебников и аудиокниг, которые в большом количестве можно найти в Интернете, в книжных магазинах, а при, необходимости записать самостоятельно.

Самой доступной формой мобильного обучения являются аудиозаписи уроков и лекций на портативных устройствах. Они позволяют не расставаться с голосом преподавателя и его знаниями за пределами учебного заведения, во время болезни, поездок и прогулок и даже во время сна.

Прежде чем будить, задремавшего во время занятий ученика, преподавателю стоит вспомнить о гипнопедии — науке, утверждающей, что во время сна человек обучается лучше, чем наяву. Исследования показали, что учебный материал лучше всего запоминается в стадии поверхностного сна, во время дремоты. Гипнопедия (от греч. hypnos — сон и paideia — обучение) — метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Единственным используемым сейчас каналом получения учебной информации во время сна является слух, В 50−60-ых XX века, когда наблюдался последний самый крупный всплеск интереса к гипнопедии, основным инструментом для прослушивания уроков во сне являлся магнитофон. Тогда запись уроков или лекций сделать было намного труднее, чем сейчас, учитывая проблемы с доставкой многокилограммовых магнитофонов в классы и аудитории, поэтому энтузиасты гипнопедии довольствовались в основном, результатами исследований полученных во время поверхностного сна на занятиях. Однако тогдашние преподаватели, не понимая научной ценности обучения во время сна, безжалостно пресекали попытки вздремнуть в аудитории. Современные преподаватели не стали более толерантными в отношении самодеятельной гипнопедии, зато учащиеся получили множество, неведомых ранее технических возможностей для прослушивания и записи уроков и лекций, что, несомненно, будет способствовать домашним исследованиям по гипнопедии.

А если говорить серйозно то ннаиболее приспособленными устройствами для хранения человеческой речи являются диктофоны. Они бывают кассетными и цифровыми. Преимущества кассетных исчерпываются наличием более дешевых сменных носителей информации — магнитных кассет. В последнее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, где речь записывается на внутреннюю или сменную флэш-память, которая намного дороже кассет, но позволяет записывать не только речь, но и другие виды образовательной информации, Чтобы эта информация попала в ваш компьютер для дополнительной обработки или изучения необходимо, чтобы диктофон имел разъем USB. Некоторые диктофоны оборудованы разъемом mini-USB, который подключается к компьютеру только через переходник. Самым неудобным является полное отсутствие в диктофоне, какого либо интерфейса для общения с компьютером. В этом печальном случае приходится перегонять записи с диктофона, соединяя гнездо наушников с входом звуковой карты компьютера, при этом теряется качество записи.

Цифровые диктофоны имеют множество специализированных функций и конструктивные особенности позволяющих размещать многочасовые записи на устройствах со сравнительно небольшим объемом памяти, не теряя при этом разборчивости записанной речи. Так диктофон OLYMPUS VN-2100, имея память 64 Mб обеспечивает длительность записи в режиме LP — 2150 мин.

Наиболее полезной для изучения иностранных языков функцией диктофона является многократный повтор одного и того же фрагмента записи. Эта функция присутствует не во всех моделях диктофонов, поэтому при выборе устройства записи речи следует обращать внимание на наличие в его параметрах функций «Изучение языков» или «Повтор сообщений» (диктофоны D-Pro 1600L, MEGA STICK 528 и другие)

Важное значение при записи лекций имеет чувствительность микрофона. В больших аудиториях чувствительности встроенного микрофона не всегда достаточно для того, чтобы качественно записать голос преподавателя. Эту проблему поможет решить внешний микрофон или размещение диктофона поближе к преподавателю. Некоторые из них любезно соглашаются приютить ваш диктофон на своем столе. Если в диктофоне есть функция «голосовая активация» (VAS) не придется волноваться, что во время пауз будет расходоваться память и батарея на запись тишины, диктофон с VAS автоматически отключится, когда преподаватель замолчит и вновь включится, как только преподаватель продолжит лекцию. В некоторых диктофонах Olympus эта функция называется активация записи голосом, сокращенно VCVA или SCVA

Пользователи диктофонов давно мечтают о том, чтобы автоматически превращать аудиозаписи в электронные текстовые документы. Свидетельством тому является ПО для преобразования текста в речь входящее в комплект некоторых профессиональных диктофонов. Оно работает только на PC и не подходит для русской речи. Для преобразования русского текста в речь наиболее подходящей программой является Dragon Naturally Speaking, в просторечье «Дракон» (http://www.nuance.com/naturallyspeaking/home) Эта программа не подходит для перевода голоса преподавателя в текстовый формат, так как требует предварительной настройки на каждый голос, да и точность распознавания русской речи не очень высока. Обычно, преобразование голоса в текст производится вручную. Эту кропотливую работу можно значительно облегчить с помощью специальных программ «транскрайберов» входящих в состав ПО некоторых диктофонов. Транскрайбер — это редактор текстов с программным звуковым плеером, позволяющий набирать текст одновременно с прослушиванием звукового фрагмента, который в данный момент расшифровывается. Интересной и бесплатной реализацией транскрайбера является шаблон «AhWMPlayer1.dot», который интегрирует возможности текстового процессора Microsoft Word и плееера Windows Media Player для расшифровки звуковых файлов
Скачать шаблон можно по ссылке www.offext.ru/Library/Documents/Text/Downloads_GetFile.aspx?id=198

В мобильном образовании гораздо чаще диктофоны применяются портативные музыкальные плееры, которые могут, переключатся в режим диктофона. В этих устройствах функции обработки речи гораздо беднее чем в отдельном диктофоне зато они позволяют прослушивать высококачественные музыкальные и речевые учебные аудиоматериалы. Плееры зачастую имеют гораздо большую и сравнительно более дешевую память, чем диктофоны.

При выборе плеера для учебы, кроме наличия диктофона нужно учитывать множество различных факторов. Так, при систематической работе с аудиоматериалами, и прослушивании аудиокниг большое значение приобретает возможность создания закладок, которые позволяют быстро перейти к нужным фрагментам звукозаписи. Закладки есть в плеерах M-bird XZ-22 - здесь в списке закладок для аудиофайлов указывается название файла, время, когда была сделана закладка

Большое значение для записи лекций и уроков имеют параметры встроенного в плеер микрофона, возможность регулировки его чувствительности, наличие гнезда для внешнего микрофона, не путать с гнездом для линейного входа, к которому невозможно подключить микрофон без ухищрений. Внешний направленный микрофон для плеера нужно приобретать отдельно, если внутренний микрофона не может «поймать» голос преподавателя с того расстояния, где находится ученик. Внешний микрофоны входят только в комплектацию диктофонов. Единственный, известный автору плеер с внешним микрофоном — SAFA SR-M290 °F, но этого скорей всего диктофон с функциями плеера, а не плеер.

Если вы имеете похвальное желание не расставаться с учебой в дальних поездках и походах, где могут возникнуть проблемы с зарядкой аккумуляторов следует обратить свои взоры на плеер с питанием от наиболее распространенных форматов батареек АА. Их можно приобрести в любом месте, где имеется хоть какой-то ларек.

Наличие разъема USB необходимо для обмена данными с компьютером. Лучше всего, чтобы разъем поддерживал стандарт USB 2, В плеерах с большим объемом памяти иногда нет необходимости переписывать лекции на компьютер. Так в плеере с объемом памяти 2 ГБ, при записи с битрейтом 32 Кб/c может хранится 150 часов лекций. Это соответствует нескольким курсам лекций

Плееры и диктофоны, встроенные в мобильные телефоны очень удобны, но для длительного прослушивания и записи лекций они не совсем подходят так как при этом быстро разряжаются батареи телефона, которые здесь более необходимы для выполнения «родных» телефону обязанностей. Преимуществом автономных устройств для записи учебных материалов является, что их свободно можно брать в классы и аудитории, в отличии от мобильных телефонов, которые запрещены во многих учебных заведениях.

Статья опубликована 15.08.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статью давно бы пора обновить. Автор пишет, к примеру: "Единственный, известный автору плеер с внешним микрофоном – SAFA SR-M290F" Ну, что тут скажешь... У моего Olympus VN-713 PC - съемный микрофон, и это не подается как какое-то невероятное достижение, плюс встроенная подставка, чтобы гасить шумы. А то обычно диктофон валяется на столе, и каждый, кто мимо протопает, добавляет шума: стол же дрожит.