Однако далеко не всегда сравнение с коровой в нашей культуре было оскорбительным. Нежное отношение крестьян к Бурёнке наиболее ярко воплотилось в стихах выходца из деревни Сергея Есенина. Особенно часто поэт воспевал красоту коровьих глаз.
О родина, счастливый
И неисходный час!
Нет лучше, нет красивей
Твоих коровьих глаз…
«Октоих»
Более того, Есенин употреблял это сравнение даже в отношении своей жены — балерины Айседоры Дункан:
Мальчишкой, целуя коров в морду, я просто дрожал от нежности… И сейчас, когда женщина мне нравится, мне кажется, что у нее коровьи глаза. Такие большие, бездумные, печальные. Вот как у Айседоры.
А задолго до Есенина Гомер употреблял эпитет «волоокая» в отношение жены бога Зевса — Геры. Подробное сравнение было не случайным. Известно, что в Аргосе Геру почитали именно в образе коровы.
Как хороша бы не была Гера, Зевс регулярно ходил «налево» — к другим «тёлкам» (иногда в буквальном смысле слова). Так одну из своих любовниц — Ио — бог молний предусмотрительно превратил в белоснежную тёлочку — для маскировки. Однако ревнивая Гера сразу почуяла неладное и попросила тёлку в своё стадо, приставив в качестве охраны многоглазого Аргуса.
Тогда Зевс попросил Гермеса убить Аргуса и освободить Ио. Но Гера сделала ответный ход — наслала на Ио огромного овода. Овод непрестанно кусал тёлку, заставляя её носиться по всей Европе, Азии и Африке. Об этом до сих пор свидетельствуют некоторые географические названия — Ионическое море, пролив Босфор (букв. «коровий брод»). В Египте Ио, наконец, обрела человеческий облик и тотчас родила от Зевса сына Эпафа — предка таких известных греческих героев, как Геракл и Персей…
Впрочем, Зевс был и сам не дурак превратиться в белого быка, чтобы соблазнить хорошенькую девицу. Именно в таком облике он похитил дочь финикийского царя Европу и перевёз её на спине на Крит, где девушка родила будущего царя острова — Миноса. Так что бычий культ на Крите возник не случайно.
О. Мандельштам:
С розовой пеной усталости у мягких губ
Яростно волны зелёные роет бык,
Фыркает, гребли не любит -- женолюб,
Ноша хребту непривычна, и труд велик…
А. Рембо «Солнце и плоть»:
Европу голую Зевс, превратясь в быка,
Качает, как дитя, и белая рука
За шею трепетную бога обнимает;
Он, среди волн плывя, на деву обращает
Свой помутневший взор; к теплу его чела
Льнет девичье лицо; ей очи застит мгла,
Когда сливаются их губы в поцелуе;
И пеной золотой вокруг сверкают струи…
Но, как говорит известная латинская пословица, «то, что позволено Юпитеру (т.е. Зевсу), не позволено быку».
Согласно другому древнегреческому мифу, однажды морской бог Посейдон послал Миносу красивого белого быка, чтобы тот принёс его в жертву. Однако бык царю так понравился, что он решил оставить его для своего стада. В отместку Посейдон распалил в жене Миноса — Пасифае — нездоровую страсть к прекрасному животному. Правда, бык был чужд извращений, и царица пошла на обман. Она попросила мастера Дедала соорудить… полое чучело коровы, залезла внутрь и таким образом смогла привлечь бычье внимание. Ох, уж эти древние греки!
Закончилось всё тем, что «понесла царица в ночь не то…», а именно — того самого быкочеловека Минотавра, о котором я уже упоминал. Пришлось царю скрыть этот позор в стенах подземного лабиринта…
Однако достаточно с нас всей этой мифологической зоофилии! На самом деле никто так не любит коров (в хорошем смысле этого слова), как индусы.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря»:
Индийцы вола зовут «отцом», а корову «матерью».
Наверное, все вы слышали выражение «священная корова». Так говорят о персоне, которую категорически нельзя критиковать. Так вот, в индуизме, действительно, нет животного более почитаемого, чем корова. Говорят, что долго проживший в Индии Редьярд Киплинг, посещая американскую бойню, чуть было не воскликнул: «Вы же убиваете священных животных!»
Корова для индусов — символ доброты, чистоты, изобилия и святости. Недаром она напрямую отождествляется с высшей кастой — брахманами. Сам бог Кришна в детстве не считал зазорным пасти коров и ублажать их игрой на флейте. За что и заслужил прозвища Бала Гопала («ребёнок, защищающий коров») и Говинда («тот, кто приносит коровам радость»).
Считается, что в далёкие времена брахманы иногда приносили в жертву старых или больных коров. Однако сейчас — в порочную эпоху Кали-Юга — не может существовать ни одного брахмана, который бы смог выполнить этот обряд правильно.
Умышленное убийство индусом коровы, как и убийство брахмана — не просто преступление, но и страшное святотатство, достойное только смерти.
В 1857−1859 гг. одним из поводов для восстания индийских солдат-сипаев стал слух о том, что упаковки патронов для британских капсюльных винтовок пропитываются говяжьим жиром. Вскрывая упаковку зубами, сипай тем самым вкушал жир священного животного…
Если же убийство коровы было случайным, то виновный был обязан обрить голову и целый месяц жить в коровьем стаде, питаясь одними зёрнами ячменя и покрывая нагое тело шкурой убитого животного. И это ещё не всё. Отбыв наказание, убийца должен отдать брахманам 10 коров и одного быка, а если таковых не имеется — всё своё имущество.
Неудивительно, что по поголовью коров Индия занимает одно из первых мест в мире, но великой мясной державой при этом не является. Впрочем, индийские зебувидные коровы (с характерным горбом на загривке) выглядят, мягко говоря, не слишком упитанными, да и молока дают мало.
Зато они могут бродить где угодно — даже заходить в храм и поедать там цветы. Известен случай, когда забредшее на аэродром стадо остановило всю работу аэропорта. Никто не осмелился лично прогнать священных животных, и ситуацию пришлось спасать с помощью магнитофонной записи с рёвом тигра.
Правоверному индусу нельзя даже закапывать умерших коров, поэтому их трупы нередко валяются прямо на улицах. Уборкой таких трупов могут заниматься только парии,
Анекдот:
Буддийский лама ехал на машине по Индии и случайно насмерть сбил корову. Увидев неподалёку индуистский храм, лама подбежал к двери и постучал:
— Простите, но моя карма переехала вашу догму, — сказал он открывшему дверь брахману.
Правда, время не стоит на месте, и в двух штатах Индии — Западной Бенгалии и Керале (а также в крупных городах) — существуют вполне легальные скотобойни.
Хотя индуисты не едят мяса, они используют другие продукты жизнедеятельности коровы — причём не только молоко. Например, навоз служит удобрением и топливом. Более того, дым от сжигаемого навоза считается очистительным, а коровья моча — панацеей от разных недугов.
…Ты коров поцелуй тихо,
Поклонись до земли коровам —
Отойдёт от тебя лихо —
И ты станешь совсем здоровым.
из шуточной песни С. Курия на стихи С. Аксёненко
Продолжение следует…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...