• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Существуют ли «дети-волки»?

«Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.

С тобою младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,
У них звериная масть.

…И город цезарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывных,
Косматых звериных лап".

(Н. Гумилев «Рим»)

Сюжет о ребятишках, взращенных в волчьем семействе, увековечен в двух литературных памятниках — легенде об основателях Рима и сказках Р. Киплинга о Маугли.

Римская легенда повествует, как царь Амулий, опасаясь соперничества, приказал утопить детей своей сестры — Ромула и Рема — в Тибре. Однако слуги сжалились и просто бросили малышей на берегу. Их нашла волчица и выкормила своим молоком. Затем Ромул и Рем попали к пастуху и впоследствии основали Рим, символом которого долгое время была знаменитая статуя «капитолийской волчицы». Наверное, «волчье воспитание» сказалось на характере братьев, так как вскоре Ромул убил Рема, а Римская империя стала одной из самых воинственных держав мира.

Не только римские цари вели свой род от волка. Подобным родством хвалились правители многих народов. Есть древнеиранская легенда о волчице, вскормившей царя Кира, немецкое предание о герое Дитрихе и славянское — о богатыре Валигоре. В китайской хронике VII в. волки вообще выведены как предки тюрок. Волчица спасла от гибели десятилетнего мальчика — последнего из рода гуннов, истребленного врагами. Она стала ему не только кормилицей, но и женой, родившей 10 сыновей, каждый из которых стал основателем рода. Чингисхан, как и остальные монголы, очень гордился тем, что он потомок серо-голубого волка, рожденного Небом. От волков вели свою родословную узбеки, своим тотемом его считали многие северные народы Евразии, многие индейские племена и 11 родов туркменов.

Подобные легенды, как и сказка про Маугли, родились, видимо, не на пустом месте. В частности, в Индии нередки были рассказы о потерявшихся или похищенных детях, принятых в волчью семью.

Р. Киплинг «Маугли»:
«- Это и есть человечий детеныш? — спросила Мать Волчица. — Я их никогда не видала. Принеси его сюда.
…- Я слыхал, что это бывало и раньше, но только не в нашей Стае и не в мое время, — сказал Отец Волк. — Он совсем безволосый, и я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится»
.

Самой известной из историй «волчьих усыновлений» является история Камалы и Амалы. В 1920 году пастор Синг услышал в одной индийской деревне о двух «лесных духах» в человечьем обличье, но бегающих на четырех ногах. Не долго думая, Синг с помощью нескольких охотников (те долго не соглашались искать «духов») нашел логово волчицы, в котором обнаружил вместе с двумя волчатами двух человечьих детенышей. Волчица защищала их не менее яростно, чем в сказке Киплинга, и была убита. Детеныши оказались одичавшими девочками. Старшую (ей было лет 7−8) назвали Камалой, а двухлетнюю маленькую — Амалой.

Обе они прожили недолго — Амала умерла очень быстро, а Камала прожила до 17 лет. Все это время Синг наблюдал за ее привычками и пытался вернуть ей человеческий облик. Давалось это с большим трудом. Передвигалась девочка на четвереньках, питалась сырым мясом, разрывая его зубами, вела ночной образ жизни и с завидной периодичностью выла. Она срывала с себя любую одежду, а мытья вообще панически боялась. Все усилия пастора привели лишь к тому, что через семь лет Камалу научили пить из стакана, есть руками, спать по ночам, ходить прямо (хотя, когда она хотела двигаться быстрее, все равно опускалась на четвереньки). К пятнадцати годам она понимала лишь 45 слов, а к семнадцати едва достигла уровня четырехлетнего ребенка.

Но насколько вообще реальна сама возможность выживания ребенка в волчьей стае? Стоит сказать, что во всех попавших в СМИ историях о «детях-волках» (варианты — «медведях», «леопардах») ощущается привкус «газетных уток», составленных на потребу публики. В той же истории о Камале и Амале есть ряд несоответствий. Например, пассаж о волчице, защищающей своих детенышей, носит чисто литературный характер, так как любому охотнику известно, что своих детенышей волчица защищает не в пример хуже, чем те же зайцы — своих.

Одной из излюбленных и жестоких уловок некоторых «охотников» являются походы в волчье логово. «Смельчаки» перекручивают волчатам лапки стальной проволокой и таким образом калечат их. Ведь знатокам прекрасно известно, что волчица (и это еще одна загадка) никогда не бежит на помощь детенышам, а, наоборот, прячется. Однако, когда люди уходят, мать возвращается и продолжает выкармливать калек. Со временем они вырастут, и тогда охотники без лишней головной боли могут убить несчастных и получить за их головы деньги как за взрослых «матерых» волков.

Второе сомнение вызвано тем, что жизненный цикл волка не совпадает с жизненным циклом человека. Волчата растут быстрее, они становятся взрослыми и способны самостоятельно питаться в том возрасте, когда человек является еще грудным ребенком. Даже при желании волчица не могла бы выкормить девочку, в связи с биологическим прекращением лактации. В-третьих, удивляет разница в возрасте девочек. Ведь потомство у волков сменяется каждые год-два, т. е., в соответствии с жизненным циклом волка Камала могла бы быть «бабушкой» или «прабабушкой» Амалы. И даже если допустить, что волчица была ненормальной и специально обзаводилась человеческими детьми, все равно она бы не воспринимала Камалу к тому времени как свою дочь. Да и долго ли выдержит желудок ребенка питание сырым мясом?

К тому же, даже в самом благоприятном случае из «ребенка-волчонка» никогда бы не получился ни основатель Рима, ни «уважаемый гражданин джунглей» Маугли, ни даже «полноценный» волк…

Скепсис насчет «детей-волков» характерен для многих ученых. Так, о найденном в конце 1950-х годов одичавшем мальчике Раме французский профессор Валуа писал: «В Индии и Африке мне часто встречались такие маленькие существа с отклонениями, они не умели ни ходить, ни говорить и влачили жалкое существование, приспосабливаясь, как могли… Так что Рама — вовсе не „ребенок-волк“, несмотря на утверждения индийских врачей, но несчастный малыш, брошенный родителями, умственно неразвитый и низведенный почти до животного состояния».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 6.04.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: