«Так у какапо все-таки есть крылья?» — спросите вы. Конечно, он с крыльями, но очень короткими. И вдобавок с низким птичьим килем, который не позволяет какапо порхать в воздухе, подобно другим птицам. Но у нелетающего попугая есть достоинства и недостатки, благодаря которым он считается уникальным представителем царства животных.
Во-первых, попугаи какапо миллионы лет обитали в Новой Зеландии и с давних времен были излюбленным деликатесом коренных жителей — индейцев маори. А из перьев какапо новозеландцы мастерили национальные накидки.
Вот что рассказывает об охоте на птиц легенда маори «Охотник Тау-тору», переведенная лингвистом и биологом
Молодой Тау-тору знаменит не только как ловкий охотник на птиц. Его славу приумножил хитроумный силок, в который Тау-тору за один день заманивал столько диких голубей кереру, что двадцать человек едва могли унести их домой. Тау-тору раскладывал вокруг силка душистые цветы и сочные ягоды, и птицы слетались к нему. Голуби кереру, зеленые попугаи каки, птицы туи и птицы какакуры попадались в ловушку. К тому же Тау-тору научил собак ловить птиц киви и веко, благо они не умели летать.
Первые сведения о существовании какапо зафиксированы в 1845 году английским орнитологом
Из-за многовекового истребления какапо их численность в наши дни резко упала, и 150 последних особей нелетающих попугаев стали местным эндемиком, занесенным в Международную Красную книгу как «вымирающий вид».
Во-вторых, у какапо много признаков различных видов птиц. По сравнению с известными в мире попугаями, какапо — тяжеловес и может весить более 4 кг, а ростом подобен очень упитанному петуху.
Возможно, первый слог названия «какапо» созвучен маорийскому слову «каха» — «сильный». Иногда какапо называют «совиным попугаем» (лат. strigops habroptilus: strigos означает «сова», ops — «лицо», habros — «мягкий», а ptilon — «перо»), потому что он охотится только ночью, имеет недлинные, с широкими ступнями и острыми когтями ноги; а вокруг его шеи в виде манжеты, как у сов, растут мягкие тонкие перья.
Прежде чем приступить к охоте, ночной попугай обходит свои территориальные владения, следуя только по намеченному пути. К примеру, среди птиц так делают аисты, а среди зверей — ежи. Но какапо не плотоядная птица, как его соотечественник попугай кеа, и питается только растениями: тропическими плодами, ягодами с семенами, мхами, цветочной пыльцой, любит пощипать древесную заболонь со сгнивших пней.
Какапо ходит неторопливо, едва согнувшись удлиненным телом и волоча по земле недлинный хвост. Увидев еду, он выклевывает ее, не отрывая с ростка, большим серым клювом. Благодаря зелено-желтому окрасу перьев во время поиска пропитания какапо легко маскируется как в траве, так и на деревьях. Даже темные крапы оперения не мешают ему прятаться от хищников: хорьков, древесных мышей и диких котов с собаками.
Но во время брачного периода ничто не страшит какапо-самцов. Ритуалы их ухаживания напоминают весенний тетеревиный ток. Какапо выбираются из птичьего домика-норы с многочисленными ответвлениями под землей или из гнезда в расщелине скалы и начинают громко призывать самок хриплыми криками, напоминающие карканье ворон. Хоровое пение попугаев заканчивается пронзительными визгами, после чего самцы запрыгивают на холмик, чтобы рыть брачное ложе в виде чаши.
Групповое токование какапо иногда длится в течение нескольких месяцев и все ночи напролет. Если самки долго не откликаются на их голос, то самцам грозит сильное исхудание. Иногда между какапо-самцами происходят птичьи бои. Можно только представить, как в жестокой схватке за любовь пернатой дамы от конкурентов за продолжение рода во все стороны разлетаются перья.
Но какапо-самец не является примерным семьянином. Пока возлюбленная готовит гнездо, он продолжает ток для привлечения к спариванию других самок, а после удаляется восвояси. В связи с этим самкам какапо приходится высиживать и воспитывать птенцов в одиночку, а чтобы не умереть с голоду, только ночью покидать норку. К сожалению, вернувшись к гнезду, какапо-мама порой не находит ни одного яйца. Поэтому из 2, максимум 4, яиц какапо редко вылупляются птенцы — лакомство лесных хищников.
Во время взросления попугайчики так же беззащитны и стараются в течение первого года жить рядом с матерью. В дальнейшем они держатся небольшими группами, и лишь к 7 годам молодые какапо становятся самостоятельными, готовыми к спариванию. Но и тут все происходит небыстро, потому что какапо-самки рождают потомство не более 1 раза в год с промежутком в несколько лет.
Новозеландцы, обеспокоенные вымиранием какапо, создали птичий заповедник на острове Кодфиш, к югу от Новой Зеландии. Теперь какапо наслаждаются природной жизнью за сетчатыми вольерами, а индейцы маори слагают о них и других своих редких животных легенды, проводят ритуалы в их честь.
Мировому сообществу остается только надеяться, что нелетающие попугаи какапо не исчезнут из страны Белого Облака (Aotearoa — синоним Новой Зеландии).
…Большая часть птиц радовалась яркому солнцу и прохладной тени в ветвях деревьев, и лес гудел от их голосов. Некоторые птицы добывали пищу только по ночам и летали во мраке, когда другие спали. Каждая птица знала, где ее дом, когда ей вылетать на охоту и когда возвращаться, какие петь песни и какой пищей питаться. (Отрывок из легенды «Небо и Земля», перевод с маори
А. М. Кондратова .)
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...