Это связано не только с тем, что комары вносят неудобства в быт, но и с тем, что они являются переносчиками целого ряда опасных заболеваний. Как с ними бороться? Такой положительный опыт есть в Канаде.
В этой стране существует государственная служба по борьбе с насекомыми. В Канаде живут 75 видов комаров. Некоторые из самых злобных разновидностей роятся в 600 км от Северного полюса. Средняя продолжительность жизни комара — около трёх недель, но встречаются такие виды, которые могут жить до 9 месяцев. Комары приспособились к городским условиям, они прекрасно себя чувствуют в любой ёмкости со стоячей водой — от кладбищенских урн и засорённых сточных жёлобов до луж и дождевых коллекторов.
Для уничтожения личинок до их перехода во взрослую стадию Служба Канады использует BTI, безопасные для окружающей среды бактерии, которые убивают комаров, разрывая их внутренности, но для этого бактерии должны быть поглощены личинками. Вещество распыляется с самолёта. Это опасная работа. Идеальная высота для распыления — 15 м над землёй, приходится всё время лавировать между линиями электропередач и столбами.
Комары существуют около 35 миллионов лет. Машут крылышками с частотой от сотни раз в секунду, что в 10 раз быстрее, чем у колибри, производя тот писк, который мы слышим. Кровь сосут только самки и только после оплодотворения. Им необходимо питаться кровью, чтобы отложить личинки. Самки выслеживают жертву по теплу, а выдыхаемый человеком углекислый газ может привлечь их с расстояния 10 метров. Припухшая визитка, которую они оставляют, — аллергическая реакция человека на антикоагулянт, впрыскиваемый насекомыми, чтобы не свёртывалась кровь.
В последние годы в попытке найти решение проблемы комаров учёные обратились к области высоких технологий. Обнаружилось, что электронные ловушки способны уничтожить мошек и безобидных или полезных насекомых. В ловушках находят одного комара на тысячу других насекомых. На жалящих насекомых ловушки почти не действуют.
Можно ли полностью уничтожать «зловредных» насекомых? Нет. И вот почему. Между конкретными живыми организмами установлены пищевые связи, называемые пищевыми цепями. Прудовые лягушки, например, питаются различными комарами, бабочками, стрекозами и другими летающими насекомыми. Сами они служат пищей сомам, судакам, щукам, ужам, чайкам, цаплям, выдрам и другим животным. Основа любой пищевой цепи — зелёные растения. Но если растительноядные животные заберут у растений большое количество их массы, то растительность может погибнуть. Так бывает при нашествии насекомых-вредителей или при перегрузке пастбищ.
Наблюдается определённое соотношение численности и массы организмов, составляющих пищевую цепь (сеть): количество потребителей от звена к звену уменьшается. Например: на лугу растет 5 млн. растений (10 тонн), на них кормятся 1 млн. насекомых (1 тонна), которые могут прокормить 10 тыс. лягушек (100 кг). Этими лягушками смогут питаться не более ста ужей (10 кг), а ужами — только 1 орёл-змееяд (1 кг). Если мы вырвем звено пищевой цепи (комар и мошка), то и остальные её звенья исчезнут.
Так попытки тотального уничтожения кровососущих насекомых в зонах крупномасштабного строительства Братской ГЭС, БАМа проводили к массовой гибели… лесов. Комарами питались птицы, уничтожавшие вредителей леса. Не стало комара и мошки — погибли и птицы, и леса. Мало того, в животном мире существует целый отряд насекомоядных. К ним, в частности, относятся ежи, кроты, землеройки
Сколько же всего насекомых на планете?
Энтомологи подсчитали, что одновременно на Земле летает, ползает и, естественно, кусает
1.000.000.000 .000.000.000 (18 нолей!) насекомых. На одного человека приходятся около 250 млн. этих мелких, но очень заметных животных.
Так что, перефразируя одно печальное высказывание, можно вложить в уста комара «нас 250 млн. — всех не передавите». Утешает, правда, что в мире насекомых непосредственно комаров существенно меньше.
В России об уничтожении комаров и мошек для спокойствия человека речь не идёт. У муниципальных властей, естественно, нет денег. Но у нас надо начинать не с этого. Осушение подвалов домов — вот первая и вполне доступная мера по предотвращению появления комара в жилищах. Кстати, охотники говорят, что в тайге выше 2 м над землёй комар не летает. Люди выслеживают крупную дичь в схронах на деревьях на высоте 5−10 м над землёй вполне спокойно. В городах же эти «кровопивцы» стали высотниками, долетая до 10-х этажей многоэтажек.
«Человек и человечество, — писал
В. И. Вернадский , — теснейшим образом связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они никаким физическим процессом не могут быть уединены. Это возможно только в мысли».
Рискну добавить — и в накомарнике. Лучший способ спастись от напасти — плотная хлопчатобумажная ткань в виде энцефалитки и накомарник. Поверьте, это мой личный опыт в мошкарной Чукотской тундре и на комариной Камчатке. «Парфюмерия» спасает только до первого пота. Так что спасайтесь, не вредя комарам и мошкам. Говорят, на Тибете есть монахи, которые метут пред собой дорогу, дабы, не дай Бог, не прервать чью-то Богом дарованную жизнь.
Подробно ознакомиться с проблемой борьбы с комарами можно по диссертации или её автореферату
То же в 1984 году. Руки намазаны репеллентом.
0 Ответить
Чукотские бронекостюмы против комаров - 1982 год. На вездеходе ГАЗ-71. Нарушаем ТБ.
0 Ответить