Известно, что боевые слоны применялись не только в Индии. Они были и в армиях других стран. Достоверно известно, что в Древнем Китае династия правителей Шан выигрывала битвы, атакуя противника боевыми слонами. А это период с 1600 по 1027 годы еще до нашей эры! Разумеется, слоны имелись и в других государствах. Но лишь в Индии и в Китае из них создавали крупные соединения.
Преимущества слонов по сравнению с кавалерией были весьма значительными. Боевые слоны вызывали панический страх у противника. Соединения в сто и более слонов нечем было остановить. Стрелы не пробивали толстую слоновью кожу на спине и на боках. К тому же лучники должны были находиться перед слонами на достаточно близком расстоянии, чтобы попасть стрелами в более уязвимые места. Но поскольку боевое животное было надежно защищено тяжелыми толстыми коврами, то уязвимыми были лишь глаза и частично ноги.
Атакующие слоны сметали все на своём пути, сея в стане врагов ужас. Фактически боевые слоны были оружием для быстрого «взлома» передних рядов врага. Остановить такие «танки» с помощью стрелы, копья или сабли никому из древних полководцев не удавалось.
Но ситуация резко изменилась позже, когда появилось огнестрельное оружие. Однако тактика использования животных тоже претерпела изменения. На первый план вышло подавление слонами противника в моральном плане. Это применялось и прежде, но специальной системы обучения слонов этому тогда не существовало. По этой причине ориентир был лишь на то, чтобы в ходе атаки прорвать ряды противника и ввести в разрыв кавалерию. Остальное довершала уже пехота.
Артиллерия вынудила отказаться от метода «взлома» переднего края противника боевыми слонами. Но звук выстрелов подсказал дрессировщикам и полководцам, чему надо учить слонов в новых военных условиях.
Было замечено, что слоны при громких звуках становятся очень агрессивными. Для такого их состояния придумали даже специальное слово — муст. Не понимая самой причины агрессивности, дрессировщики стали различными способами приучать слонов к управляемому возбуждению. А причина была в том, что отряды боевых слонов формировались из самцов, так как они по сравнению со слонихами были более выносливыми в долгих походах. Но нервная система у них более активно реагирует на раздражители: громкая музыка и звуки вызывают у слонов ярость. Она усиливается, если звуки имеют продолжительный характер.
Дрессировщики в специальных загонах приучали слонов к громким звукам и следили за тем, как они ведут себя, какими именно звуками можно спровоцировать первые признаки агрессивности.
Лучше всего возбуждали слонов чрезмерно громкие звуки труб и грохот барабанов. Получается, что дрессировщики боевых слонов (задолго до учения известного медика Ивана Павлова) умели грамотно «внедрять» в свое дело рефлексы.
Артиллерия окончательно «закрыла» тему использования боевых слонов. Но сами слоны, как наиболее сильные животные суши, используются на различных хозяйственных работах. Есть даже школы слонов, где их обучают переносить тяжелые грузы по указанию человека. О военном же прошлом слонов мы можем судить по книгам с эпосом и картинам художников.
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.