Было, конечно, прозвище «рогоносец», но это и слово другое, и употребляли его в отношении мужей, которым изменяли жёны. Сегодня же «оленем» называют любого глупого простофилю, которого раньше бы однозначно назвали «тупым бараном».
Возможно, что новое прозвище, как и многие другие словечки, попало в молодёжный сленг из преступного мира. По крайней мере, в одном из интернет-справочников уголовного жаргона указывалось, что «оленем с развесистыми рогами» иронически называют «наивного, неопытного человека, не принадлежащего к преступному миру».
А ведь буквально недавно никто не пытался уличить это животное в какой-то особой глупости (туповатый лось из мультсериала 1960-х годов «Шоу Рокки и Бульвинкля» — редкое исключение).
Более того — в прошлом символика образа оленя была предельно положительной. Он был живым воплощением красоты, грации, быстроты и — главное — благородства. Единственное, в чём оленей могли упрекнуть, так это в повышенной нервозности и пугливости.
Тертуллиан «О венце воина»:
«…Без сомнения, некоторые из них отворачиваются от Писания, собирают свои пожитки и готовятся бежать из города в город; ведь больше ничего из Евангелия они не помнят Их пасторов я тоже знаю: во время мира они — львы, а в сражении — олени».
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
А. С. Пушкин «Полтава»: В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань…
Впрочем, трепет мог символизировать и любовное томление.
Из песни Натальи Нурмухамедовой «Лань» (Ф. Закиров — А. Арипов): Меж синих гор твои владенья.
Ты красота, ты загляденье,
Но что лежит на сердце тенью?
Иль ты, как я, влюбилась, Лань?
В остальном олень выглядел в «зеркале» человеческой культуры более чем достойно. Глядя на величественного самца, увенчанного короной раскидистых рогов, легко понять, почему именно его именовали «королём леса».
Ричард Джеффрис «Благородный олень» (1884):
«Нет ничего красивее самца-оленя: его рога гордо ветвятся, шерсть отливает червонным золотом, а формы и каждое движение исполнены величавой грации. Он по праву владычествует над дубравами, заросшими папоротником оврагами и вересковыми склонами. Они принадлежат ему, и он горделиво и властно ступает по их траве. …Он не просто живёт в диких дебрях, в заповедных лесах и на вересковых пустошах — он вырастает из них, как дуб вырастает из земли. Благородный олень в венце великолепных рогов — царь и господин всех живых существ, еще остающихся нам в лесах и горах Англии».
Из песни Аиды Ведищевой «Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин): …Он бежал и сильные рога,
задевали тучи и облака.
И казалось, будто бы над ним
становилось небо голубым!Вернись, лесной олень,
По моему хотению.
Умчи меня, олень,
В свою страну оленью.
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живёт и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!
Подобная символика прослеживается уже в античные века, прежде всего, в мифах о греческой богине охоты — Артемиде (или её римском аналоге — Диане). Мужиков Артемида, как известно, не любила и предпочитала бродить по лесам в компании лани или разъезжать на повозке, запряжённой ланями.
Согласно одной из легенд, богиня сама превращалась в лань, чтобы избежать домогательств со стороны своих братьев — Ота и Эфиальта. Это было непросто — братья были неуязвимы как для смертных, так и для других богов. Тогда Артемида пошла на хитрость: в образе лани она так стремительно проскочила между братьями, что те, по неосторожности, закололи друг друга копьями.
Иногда богиня могла превратить в оленей других людей. Так произошло с охотником Актеоном, который случайно увидел Артемиду голой. В образе оленя он пробегал недолго — его тут же разорвали собственные собаки.
Овидий «Метаморфозы»:
…Он же бежит по местам, где сам преследовал часто,
Сам от своих же бежит прислужников! Крикнуть хотел он:
«Я Актеон! Своего признайте во мне господина!» —
Выразить мысли — нет слов. Оглашается лаяньем воздух…
Другое дело — любимица Артемиды, Керинейская лань, чьи золотые рога и медные копыта никак не сказывались на скорости. В этом мог убедиться Геракл, выполняющий очередное задание коварного царя Эврисфея (т. н. третий подвиг Геракла). В попытках изловить Керинейскую лань герой наматывал круги по всей Европе, вплоть до северной Гипербореи. Наконец ему таки удалось изловчиться и пригвоздить беглянку стрелой к дереву — при этом не пролив ни капли крови (стрела угодила между костью и сухожилием).
С оленем связана судьба и другого персонажа греческих мифов — юноши Кипариса. Юноша водил дружбу с самим богом Аполлоном, но, судя по всему, гораздо больше любил прекрасного златорогого оленя с острова Кеос. К сожалению, золотые рога не защитили животное от «обознатушек», и Кипарис по ошибке убил своего любимца во время охоты. После чего жизнь стала юноше не мила, и он попросил Аполлона сделать так, чтобы он мог грустить вечно. Вот бог и превратил Кипариса в одноименное вечнозелёное дерево, ветви которого древние греки использовали в похоронных обрядах…
Священными чертами оленей награждали не только в Древней Греции. Например, кельты считали, что ветвистые рога оленя напоминают деревья, а деревья у кельтов очень почитались. Поэтому олень стал символом плодородия и жизненных сил, а оленьи рога носил Цернунн — кельтский бог умирающей и возрождающейся природы.
Особое место занимал священный белый олень — всеведущий посланник богов из потустороннего мира. Убийство такого оленя обязательно влекло за собой кучу неприятных последствий.
Данную символику можно встретить и в сказке
В японском синтоизме роль посланников богов тоже играли олени — правда, на этот раз пятнистые. Считается, что именно на пятнистом олене спустился прямо с небес первый император Японии — Дзимму. В древней японской столице Нара находится целый олений парк, где якобы пасутся потомки того самого императорского оленя.
Что касается Будды Шакьямуни, то он лично побывал в теле златорогого оленя в одной из своих прошлых жизней. К тому же, по легенде, первую проповедь Будда читал в оленьем парке, где её слушали всего лишь пять учеников и два «любознательных» оленя. Именно этих оленей нередко изображают по бокам т. н. «Колеса Дхармы», символизирующего буддийское учение.
В Китае с оленем также связывают всё самое хорошее — крепкое здоровье, удачу, карьеру, богатство. Недаром по-китайски слово «олень» («лу») звучит так же, как и «жалование чиновника». Рядом с оленем традиционно изображают китайского бога долголетия Шоу-сина (считается, что он нашёл эликсир бессмертия) и его японского «коллегу» — Дзюродзина. Это неудивительно, учитывая, насколько популярны в восточной медицине препараты из оленьих рогов.
Ну, а о христианской символике оленя я расскажу в следующей статье.
Статья чудная, но как было сказано в "Сказке про военную тайну...": "И всё бы хорошо, да что-то нехорошо". Боюсь, Сергей, Вы несколько заблуждаетесь о времени придания негативного смысла сиволу "Олень" в довольно широких массах на наших территориях. Еще в начале 70-х прошлого века вовсю гулял анектод о путешествии по зоопарку мужа и жены.
Подходят они к клетке со слонами. Жена спрашивает у смотрителя:
- Скажите пожалуйста, а сколько у них длится половой акт?
- 30 минут.
Жена мужу: вот видишь!
Подходят они к клетке со львами. Жена спрашивает у смотрителя:
- Скажите пожалуйста, а сколько у них длится половой акт?
- 15 минут.
Жена мужу: вот видишь!
Подходят они к клетке с оленями. Жена спрашивает у смотрителя:
- Скажите пожалуйста, а сколько у них длится половой акт?
- 3 минуты
Муж жене: вот видишь!
- Да, милый, но посмотри какие у него рога!
Примерно с этого времени и был придан одному из значений слова "олень" уничижительный смысл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить