• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Магдалина Гросс Грандмастер

Советские автомобили марки ГАЗ: какими они были?

Планов поехать на эту выставку у нас не было. Но приехала из Москвы сестра с сыном, а гостей надо как-то развлекать. Идти в какой-нибудь музей или выставочный зал в июльскую жару совершенно не хотелось. Поискав в Интернете информацию, где, что и за какую цену можно посмотреть, Мила подняла на меня глаза: «А вот тут написано, что у вас проводится выставка ретро-автомобилей. Может быть, туда сходим?»

Пожарный автомобиль ПМГ-1 Фото: Д. Иванов, по лицензии CC BY-SA 3.0

Если честно, мы и сами не знали, что в нашем городе действует такая выставка. Единственное, что мне известно, это то, что при Горьковском автозаводе есть музей, где имеются все автомобили, которые выпускались на нём, начиная с 1932 года, т. е. с самого открытия.

Но очень уж неудобно расположен этот музей! От метро идти до него далеко, а те, кто никогда не бывал в автозаводском районе, могут и запутаться, выйдя из подземки.

«Наверное, там выставлены машины из того самого музея, — решила я и, посмотрев на Егора, подумала: — Ну, ему-то точно будет интересно.

«Победа» 3-й производственной серии — М-20В, с решёткой из крупных штампованных деталей
«Победа» 3-й производственной серии — М-20 В, с решёткой из крупных штампованных деталей
Фото: Sergey Korovkin 84, по лицензии CC BY-SA 4.0

Около входа на выставку стояла «Победа». Заглянув через стекло в салон, я удивилась: машина достаточно большая, при этом руль тоненький-тоненький. Как бы сейчас сказали, «непрезентабельный». Но зато передние сиденья у этой машины сделаны «диванчиком» — раздельных кресел у водителя и пассажира не было. То есть целых два диванчика внутри машины! При достаточно широком салоне весьма удобная штука. По крайней мере, можно даже не задумываться над тем, где остановиться на ночь. Разложили оба сиденья — и три взрослых человека легко на этой раздвижной конструкции уместятся. Красота!

— Вы на коробку передач посмотрите! — смеётся подошедший муж.

Мы смотрим и…

— А… как это вообще действует? — удивляется Мила, у которой коробка передач была только на старой машине. Сейчас она купила себе «автомат», так что для неё переключение скоростей осталось в прошлом.

Я человек более консервативный. Принципиально не стала бы ездить на «автомате», потому что для меня — это «кот в мешке». Устройство это мне не знакомо, да и механика, на мой взгляд, куда проще! А ещё мне кажется, что в вождении должна быть какая-то романтика. А какая же, прошу прощения, может быть романтика, если ты едешь и только держишь руль. Ну, на тормоз периодически нажимаешь, и всё.

Макет ГАЗ-М20 из Политехнического музея
Макет ГАЗ-М20 из Политехнического музея
Фото: Пименов А., по лицензии CC BY-SA 4.0

И всё? Не, я так не играю. И желанием превращаться в робота не горю. Ах, нет же! Скорее всего, роботом будет сама машина, которая безошибочно определит скорость движения, запустит вентилятор для охлаждения двигателя, порадует свежим воздухом в салоне, включив кондиционер, и сделает ещё кучу нужных дел. Сама сделает. И зачем тогда в салоне этой машины нужна я? За рулём красоваться?

Нет, покрасоваться я не прочь. Но при этом, чтобы ещё руки были заняты. Ну, не люблю я не при делах за рулём находиться!

Да, так я про «Победу». Эх, и интересная там ручка переключения коробки передач! Длинная, выгнутая, как ею пользоваться — слёту и не сообразишь!

— Ужас! — выдыхаем мы с Милой: такого чуда нам ещё видеть не приходилось.

* * *

ГАЗ-АА. Год выхода с конвейера — 1932

Вот так выглядела первая машина, выпущенная на Горьковском автозаводе. В историю автомобилестроения она вошла как знаменитая «полуторка» — т. е. машина грузоподъёмностью полторы тонны.

ГАЗ-АА
ГАЗ-АА
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Поскольку выпуском своих машин Советский Союз не занимался, пришлось что-то брать за образец. «Чем-то» оказался «Форд» 1927 года выпуска. Его выпуск в 1932 году уже подходил к концу, поэтому предприимчивые американцы решили продать лицензию. Лонжеронная рама (для тех, кто не знает, поясню: такая автомобильная рама внешне очень похожа на лестницу, состоит из двух длинных лонжеронов, которые скрепляются поперечными балками), подача топлива «самотёком», большие фары — чудо, а не машинка!

Но главная гордость — это целых сорок лошадиных сил под капотом! Стоп, стоп, стоп! Что, сейчас это выглядит смешно? Всего-то сорок «лошадок»? Всего-то… Это нам так кажется, что их мало. А на тот момент, когда автомобилестроение началось с нуля — это был предел мечтаний. К маслу и бензину этот предел мечтаний был и подавно неприхотлив, большого количества октановых частиц в бензине не требовал. А вы говорите: «Всего-то…»

ГАЗ-4. Год выхода с конвейера — 1933

Как вам такой «пикапчик»? Нравится? Ну, это, конечно, не «полуторка». Вместимость 0,5 тонны говорит сама за себя. Грузы на такой машине не возили. Да и чего было возить, если она только 500 кг могла осилить?

ГАЗ-4
ГАЗ-4
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

По бортам кузова располагались лавки для 6 человек. А теперь посчитайте: два человека в кабине да шесть в кузове, итого восемь. И при этом они должны «вписаться» в 500 кг! Делим 500 на восемь и получаем 62,5 кг. То есть взрослый одетый человек должен был весить 62,5 кг! Чем тогда народ кормили — не знаю. Но явно не гамбургерами.

ГАЗ-410. Год выхода с конвейера — 1936

Ещё одна «полуторка»? Почти. А почему «почти»? Да потому что перевозить эта машина могла 1200 кг. Немногим меньше, чем первый советский грузовик, но зато это был первый самосвал!

ГАЗ-410
ГАЗ-410
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Тут надо сказать, что получил этот автомобиль прозвище «Опрокидка». Дело в том, что конструкторы не стали долго думать над тем, как создать механизм, который помогал бы сваливать груз из кузова: механизма попросту… не было! Кузов опрокидывался назад… сам, под тяжестью груза. Что называется, «дёшево и сердито». Зато какая экономия на запчастях!

ГАЗ-410
ГАЗ-410
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

ГАЗ М-415. Год выхода с конвейера — 1939

А это что за белая красота? Красота — это точно, но, опять же, красота неприхотливая. Цельнометаллическая платформа с двумя трёхместными откидными лавками по бортам и кабина, которая не подлежала разборке. Вот и всё! Машина предельно просто сделана и так же предельно проста в управлении.

ГАЗ М-415
ГАЗ М-415
Фото: Sergey Korovkin 84, по лицензии CC BY-SA 4.0

Жаль только, что успели сделать таких «пикапов» немного: около 5300 штук. Перед войной их производство свернули. Но это понятно: не до гражданской техники было. И уж тем более — не до красоты.

ГАЗ-61−416. Год выхода с конвейера — 1941

Эти автомобили начали выпускаться почти с самого начала войны. К плюсам машины можно было отнести то, что она была полноприводной. Кабина была упрощена до максимума: двери в ней отсутствовали, а вместо них стали использовать брезентовые заслонки. Кстати, верх кабины тоже был сделан из брезента, а лобовое стекло могло откидываться.

ГАЗ-61−416
ГАЗ-61−416
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Про такой автомобиль можно было сказать: «Мал, да удал!» И действительно: при всём том, что сама машина была невелика, она могла буксировать 57-миллиметровое орудие весом до 1650 кг. Причём ей было всё равно — гладкая под колёсами дорога или пересеченная местность.

Но и это ещё было не всё! На продольной осевой скамье умещались пятеро бойцов-артиллеристов, а под скамьей размещался пенал с укладкой боеприпасов к орудию.

Первый ГАЗ-61−416 сошёл с конвейера 25 июня 1941 года! Выпускали полноприводные машины до зимы 1942 года, но сделали их немного — всего 36 штук. Почти все автомобили были уничтожены врагом в ходе войны.

БА-20. Год выхода с конвейера — 1936

А вот эта серьёзная машина стала выпускаться ещё до войны, в 1936 году. Лёгкий бронированный автомобиль был «посажен» на шасси уже известного ГАЗ М-1. Толщина брони сварного корпуса была 7,3 мм. В башне, которая могла поворачиваться на 360 мм, имелся пулемет ДТ. Экипаж был, как в танке — 3 человека.

БА-20
БА-20
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

В 1938 году автомобиль было решено усовершенствовать: толщина брони стала составлять 9 мм, а шасси усилили дополнительными сварными конструкциями. Сначала броневики принимали участие в боях на Хасане и Халхин-Голе, а также в Финской компании. Пока шла война, таких необычных машин выпустили чуть более 2000. Немного, конечно, но всё же…

БА-64. Год выхода с конвейера — 1943

Как? Ещё один «броневичок»? Представьте себе, да! Считается первой бронированной машиной с полным приводом. Кто-то может возразить: «А как же ГАЗ 64−416? Ведь на нём тоже был установлен полный привод!» Да, конечно, все четыре колеса той машины были ведущими, но ведь она была небронированной. А тут и полный привод, и броня, и оружие — противотанковый пулемет! Чем не танк?

БА-64
БА-64
Фото: Leha-11, по лицензии CC BY-SA 4.0

Но нет, не танк всё же. Тяжёлый сварной корпус из бронелистов, расположенных под большим углом к вероятному обстрелу, обладал, помимо других преимуществ, противопульной защитой. Такая конфигурация корпуса и компактное шасси обеспечивали хорошую защиту экипажу. Пулемет, конечно, был далек от зениток, но, тем не менее, постоять за себя эта машина могла очень хорошо.

Сталин лично одобрил выпуск этих бронированных машин. Всего было выпущено более 8 000 БА-64.

ГМЗ-М-72. Год выхода с конвейера — 1943

В июле 1943 года Харьковский мотоциклетный завод был эвакуирован в Горький. Горьковский мотоциклетный завод — ГМЗ — расположился рядом с заводом-гигантом, который выпускал автомобили. Работая на приближение победы, эти два завода выпустили, ни много ни мало, 35 000 армейских мотоциклов.

ГМЗ-М-72
ГМЗ-М-72
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

И самое интересное: выпуск военных двухколесных машин с коляской продолжался вплоть до 1960 года, несмотря на то что война уже давно была позади. Отличная проходимость и достаточно мощный мотор, который применялся у тяжёлых мотоциклов, послужили тому, что М-72 оставался настоящим «боевым железным конем» и в мирное время. Что ж, бывает и так…

ГАЗ М-1. Год выхода с конвейера — 1936

Узнавшая о том, что мы ездили на выставку ретро-автомобилей, моя тётушка поинтересовалась:

— Чай, воронок-то тоже, небось, видали?

 — Видали, — вздохнула Мила.

ГАЗ М-1
ГАЗ М-1
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Вот он, печально известный красавец, появления которого во дворе боялось всё население Советского Союза. Что-то комментировать здесь было бы попросту излишним.

ГАЗ-67. Год выхода с конвейера — 1943

Это очень известный советский автомобиль. Он и победу вместе с людьми ковал, и в восстановлении разрушенного народного хозяйства участвовал. И пройти мог практически везде. Благодаря тому, что конструкторы расширили и переднюю, и заднюю колесные колеи у этого автомобиля, он стал очень устойчивым.

ГАЗ-67
ГАЗ-67
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

В военные годы, когда приходилось добираться по грязи на фронт, это было незаменимым качеством неказистого вездехода. А ещё появились у него боковые подножки, чтобы водителю и пассажирам было удобнее садиться. Хотя о каком удобстве могла идти речь! Двери у вездехода-малыша были брезентовыми. Вот такой нонсенс: подножка есть, а дверей как таковых нет!

Вот такое путешествие во времени у нас получилось. Прибыли увиденные нами машины на выставку совсем не из музея. Из частных коллекций разных городов прибыли, и причём своим ходом.

Советские автомобили марки ГАЗ: какими они были?
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Ничего себе, умели раньше делать вещи! Машинам по 90 лет, а они, мало того что выглядят достойно — так ещё и на ходу! Хотела бы я заглянуть в будущее и посмотреть на машины, которые выпускают сегодня, через 90 лет.

Статья опубликована в выпуске 8.09.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А продолжение?????
    Вообще-то "Эмка", та, которая ГАЗ М-1, она не только "Черный воронок", она и в войне поучаствовала, как там у Симонова
    Но на Эмке драной
    И с одним наганом
    Мы первыми врывались в города

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Игорь.
      Вы правы, но разве в одной статье всё уберется? Я по минимуму написала, но исключительно опиралась на собственные знания. В интернет - ни ногой! Всё, что увидела, услышала от экскурсоводов, что-то записала в блокнот - он всегда при мне - вот на этом моя статья и основана. Конечно, если об автомобилях ГАЗ писать - тут одной страницей не ограничишься. Информации много, и вся она интересная.