Молодой стране до зарезу нужны были автомобили. Причем нужны были в основном грузовики. У нас тогда не было ни производства, ни культуры производства. Потому изначально СССР купил у США лицензию на производство грузовиков Форд-АА. Их начали выпускать на Нижегородском автозаводе под названием НАЗ-АА. Первая машина сошла с конвейера 29 января 1932 года.
Однако уже 7 октября 1932 года Нижний Новгород стал Горьким, Нижегородский автомобильный завод — ГАЗом, а автомобиль стал известен как ГАЗ-АА. У него был двигатель мощностью в 40 л.с., он мог перевозить до 1.5 тонн груза, что тогда считалось хорошей грузоподъемностью.
Конструкторы завода постепенно переделывали автомобиль, приспосабливая его к реалиям работы в СССР, к нашим дорогам и к нашему техобслуживанию. На автомобиле был поставлен укрепленный картер и рулевое управление, воздушный фильтр, спроектирован и реализован бортовой кузов. Механическая коробка передач имела 4 ступени, максимальная скорость автомобиля составляла 70 км/час (у старого Запорожца, ЗАЗ-965, максимальная скорость была 80 км/час — в 1962 году).
Ну, и проехать она могла по нашим тогдашним дорогам, да и отремонтировать ее мастер мог даже в деревенской кузнице. Хотя, конечно, делать это было лучше в мастерской.
В СССР началось производство комплектующих, полностью своим ГАЗ-АА стал в 1933 г. Изначально его кабина была сделана из прессованного картона и дерева, но с 1934 г. стала металлической, с дерматиновой крышей и деревянными дверями.
В 1938 году сменили мотор, поставив более мощный — 50 л.с., машину назвали ГАЗ-ММ. Хотя ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ отличить было очень сложно, новых, более мощных, двигателей не хватало и часто на вроде бы новый грузовик мотор ставили старый.
На шасси ГАЗ-АА выпускали многие автомобили спецназначения — санитарные, бензозаправщике, автофургоны и другие. Автомобили этого типа составляли больше половины всего автопарка РККА.
Выпуск машины продолжался и в военное время. Но, ввиду нехватки материалов, в войну их выпускали снова с деревянно-картонной кабиной, тормоза ставили только на задние колеса, фара была только одна, левая, а крылья автомобиля стали плоскими, так легче их изготавливать. Иногда даже двери кабины делали матерчатые или из доски вагонки.
Только в 1944 году кабины стали делать, как в довоенное время — деревянно-металлическими, на автомобиль стали ставить две фары, тормоза и на передние колеса и многое другое.
В разное время выпускались очень различные модификации автомобиля.
С 1934 по 1943 год выпускали ГАЗ-ААА. Он имел грузоподъёмность около 2 тонн и делался по американской лицензии Форда — «Форд-Тимкен». Всего было выпущено свыше 37 тыс. автомобилей этого типа.

А на его основе производились многочисленные бронеавтомобили, от БА-6, БА-10 и многие их модификации и версии. Общее количество бронеавтомобилей выпущенных на базе ГАЗ-ААА исчисляется многими тысячами.
Ввиду крайней нехватки бензина во время войны в народном хозяйстве, с конца 1930-х по 1950 год выпускались газогенераторные автомобили марок ГАЗ-42, который работал на деревянных чурках, ГАЗ-43, газогенераторная часть которого могла работать на каменном угле.
Существовали и грузовики, работавшие на баллонном газе — ГАЗ-44. Правда, их выпускали только в 1939 году. Видимо, с природным газом тогда были большие проблемы, ввиду тотального отсутствия больших газопроводов.

Делали на шасси этого автомобиля и автобусы. ГАЗ-03−30 работал на линиях многие годы (кстати, помните фильм «Место встречи изменить нельзя» — вот там герои ездили на таком автобусе, дав ему кличку Фердинанд).
Пожарная охрана тоже пользовалась крайне удачным шасси.

Прошли десятилетия. Грузовики теперь имеют грузоподъемность 10−20 тонн, они стали намного надежнее, ход у них намного мягче. Да и дороги, по которым они ездят, кардинально отличаются от грунтовок 1930−40 годов.
Но начиналось все это 29 января 1932 года в Нижнем Новгороде.
Про ЗИЛ ни слова. Сознательно? Сталин о ком? - У нас не было автомобильной промышленности, теперь она есть. Не упомянут и УралАЗ, Кременчуг, Ульяновский АЗ. 16.02.2026 г. исполнится 50 лет схода с конвейера первого КАМАЗа.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Леонид Котляр, сознательно писал о самой-самой первой модели, о самом-самом начале.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, да, я так и подумал. У меня не было бы вопроса при ссылке - "о самом-самом начале."
Оценка статьи: 4
0 Ответить