Прибыль — во главу угла! Плюс обилие «бэушных», некондиционных, но дешевых запчастей для самолетов. Но ведь за штурвалом «железных птиц» сидят люди. Люди же готовят аппараты к вылету. Посему очень важен сейчас…
Человеческий фактор
Герой Пьера Ришара — замечательного французского комика — в одном из своих фильмов прыгает в кабину экскаватора, чтобы остановить драпающих злодеев. Его напарник с удивлением вопрошает: «Разве ты умеешь управлять экскаватором?» Персонаж Ришара вскидывает голову гордо: «А чего тут уметь? Это так же просто, как управлять велосипедом!». В итоге — злодеи повержены. А Пьер великолепно манипулирует мощной, огромной техникой.
Но даже чтобы управлять велосипедом, приходится много учиться, падать, стирать кровь с разбитых коленок и снова ехать. Впрыгивать в седло и по новому кругу падать, кривить лицо от боли, но пытаться снова. А современный самолет — это даже не экскаватор. Сложнейший летательный аппарат. Нужны годы, чтобы научиться им управлять достойно. И не на компьютерных симуляторах (хотя и они не повредят в овладении профессии пилота). Нужны серьезные учебные заведения, летные школы с обширной базой самых разноплановых тренажеров и практическими занятиями. Нужно моделировать сотни возможных чрезвычайных ситуаций, чтобы каждый будущий «водитель железной птицы» был максимально готов к сюрпризам неба и взлетно-посадочных полос.
Сейчас, как признают эксперты, система профильного образования полностью уничтожена. Экономистов, юристов, генеральных директоров, секретарей, секретарш, менеджеров — пруд пруди! Некуда девать. Вот выйди на улицу в час пик, ткни в первого встречного-поперечного пальцем — так в генерального директора и попадешь. На худой конец, в коммерческого. Или юриста. А обычных летчиков катастрофически не хватает.
Пока что наша авиация выезжает за счет старого летного состава. Еще советской закваски. Плюс берем в расчет тех, кого демобилизовали или сократили из ВВС в пореформенное время. Но и они не вечны. Кто их заменит? Автопилот? Разбитной экскаваторщик типа персонажа Пьера Ришара?
Уже сейчас пошел процесс, когда причиной многих авиакатастроф становится ошибка первого пилота. Или второго пилота. Или механика. В общем, пресловутый человеческий фактор. Дальше — больше. 2 ноября 2011 г. были обнародованы итоги расследования авиакатастрофы гибели хоккейной команды «Локомотив» под Ярославлем: ошибка экипажа. У второго пилота в крови обнаружили запрещенный для летчиков препарат — фенобарбитал. Ему нельзя было лететь!
В авиакомпании, которая эксплуатировала разбившийся Як, имели место фальсификации, отсутствие тренировочной базы тренажеров, и даже полеты без документов. Первый и второй пилот так и не понимали друг друга, действовали вразнобой, несогласованно. Именно человеческий фактор оставил фанатов Ярославля и всю страну без любимой команды.
Экскаваторщика за штурвал?
Вскоре сесть за штурвал пассажирского самолета в России будет некому. Ведь невыгодно частным авиакомпаниям вкладывать деньги в долгосрочное обучение будущих пилотов. Нужно «рубить капусту» сейчас, и по-максимуму, пока государство не вмешивается особо в процесс…
Нельзя исключать варианта, что через несколько лет авиаперевозки пассажиров будут осуществлять переученные водители городского автобуса или экскаваторщики. Причем из ближнего зарубежья. Авиакомпаниям проще пригласить готовых гастарбайтеров за штурвалы своих дряхлеющих самолетов, чем закупать новую технику и пестовать своих, доморощенных пилотов.
Выходит, ситуация безрадостная. Так летать ли обычному смертному в России в нынешние времена, понимая, что вероятность долететь до смертного одра весьма не призрачна, или ну их, «железных птиц»?
Летать или ехать по земле?
Алла Пугачева, например, принципиально не летает на самолетах, а предпочитает передвигаться по стране в собственном железнодорожном вагоне. Председатель Корейской Народной Демократической Республики, великий кормчий товарищ Ким Чен Ир, также стремится добираться из пункта, А в пункт Б только под стук колес. Мой сосед никогда не летает без крайней на то необходимости, предпочитая поезд или автомобиль. Может быть, они все трое правы, а мы, те кто летает часто, попросту недальновидные люди и не жалеем свою жизнь?
Но вот сразу возникает вопрос: как нам пересесть на поезда-то? Вот я летел до Аляски 11 часов. До Таиланда около 8 ч. Даже до Италии лететь три с полтиной часа. Вынь да положь эти часы в воздухе! Куда смотрит наше РЖД? Почему не проложены еще железнодорожные маршруты до Бангкока, Сан-Франциско или Рима? Получается, все равно придется летать.
Раз уж нога ступает на трап самолета, то в наше время стоит полагаться на нашего «любимого парня»: на авось. Русский парень Авось — великий боец. Сколько столетий мы на нем выезжаем…
А пока же перед каждым вылетом у меня, например, есть примета. Нужно поговорить с небом, чтобы оно тебя не обидело. Вот так вот смотришь и втолковываешь ему. «Не шали». Пусть недалекие пассажиры крутят пальцем у виска. Типа, совсем мужик сдвинулся — с облаками беседует.
Другой мой знакомый неизменно напивается в «хлам» после регистрации и летит в выключенном состоянии.
Одна девушка мне рассказывала в самолете же, что перед полетом неизменно идет в церковь и молит Всевышнего о милосердии к ней и пассажирам ее рейса.
Пока нам эти действия помогали. Но хочется все же чего-то более надежного, чем авось, беседа с облаками, литр виски и молитвы. Хочется верить в железо и людей, что им управляют.
Не согласен с Дмитрием Елисеевым, статья очень правильная. Действительно требуется незамедлительное вмешательство российского правительства, с тем чтобы сохранить отечественный воздушный транспорт.
0 Ответить
Утром прочитал статью о том что не стоит бояться полетов и что это надежная техника и т.д., а тут блин все по новой(
0 Ответить
Михаил Ляченков, дак утром может еще было и безопасно летать,а вечером уже снова- швах
0 Ответить
"Самое милое дело - ужраться в самолете в дупель и выключиться"
вот такие советы раздают почитатели "партии номер один"
вполне в духе этой самой партии...
0 Ответить
Согласен с автором статьи в плане примет. У меня ,на пример, много примет на разные случаи жизни, но все я придумываю сам. Есть определенные, незаметные окружающим ритуалы.Перед тем ка вступить на борт любого судна (воздушного или водного) обязательно дружески похлопать по обшивке и сказать " Не подведи Друган". Пока жив - значит не подводит!
0 Ответить
Здуард Ал, опасно так стучать по корпусу. вас могут стюардессы принять за опасного пасаажира что неспроста прочность обшивки проверяет
0 Ответить
Очень многое в статье правильно. Безопасность не только в авиации, но во всех других сферах определяется множеством факторов. Жить вообще опасно. Безопасность в авиации выше, чем на других видах транспорта. Интересующимся проблемами авиации можно рекомендовать книгу Артура Хейли "Аэропорт". У нас в последнее время в авиакатастрофах часто обвиняют погибших летчиков, что, я полагаю, не всегда справедливо.
0 Ответить
Вячеслав Ларионов, часто еще у нас обвиняют фауну. Разбился самолет. кто виноват? Да эти засран..птицы! летают головешки над аэропортами и в турбины сягают. А ведь чего прощке - поставь на взлетнубю полосу пугало в пиджаке дырявом и небо -чистое!
0 Ответить
"Вот выйди на улицу в час пик, ткни в первого встречного-поперечного пальцем – так в генерального директора и попадешь"
это Вы слегка приукрасили!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи , вовсе нет! вот попробуйте наташа выйдете на улице и ткните пальцем в первого мужчину. скажете, что михаил берсенев просил проверить одну гипотезу. Уверяю, ткнете какого-нибудь Директора как пить дать
0 Ответить
Извините, но статья на грани между "маразмом" и "вредными советами". Ну допустим, ходить или нет в церковь, личное дело каждого, а уж напиваться перед полетом, вряд ли целесообразно.
Далее. Что бы ни было у нас в стране, риск погибнуть в авиакатастрофе по подсчетам 1 к миллиону, что меньше чем вероятность падения кирпича с крыши или тем более выезда пьяного водителя на пешеходный переход. Уже про то, что в автоавариях гибнет в России 30тыс в год, я молчу... Когда вы садитесь в машину, вероятность погибнуть реально в разы выше, но никто почему-то перед поездкой в церковь не ходит.
А по поводу человеческого фактора, в авиацию все-таки идут люди любящие небо и любящие летать, и наверное им это все же интереснее чем работа менеджером или юристом. Да и зарплаты сейчас там вроде не такие уж и маленькие.
И наконец, тем кто боится летать, советую почитать книгу Ершова "Аэрофобия", очень интересно и наглядно все рассказано со стороны летчика. Книга есть в Сети, найти несложно.
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, наверное, мало Вы летали. Самое милое дело - ужраться в самолете в дупель и выключиться и проснуться на другом конце земного шара. попробуйте - и страха летать не будет
0 Ответить
Михаил Берсенев, я тут время от времени думаю как бы найти 10 килобаксов чтобы научиться летать и получить пилотскую лицензию, а Вы предлагаете "напиться" Я неба не боюсь, правда, не знаю почему. Наоборот с детства тянуло туда.
Умом понимаю что да, катастрофы бывают, так и в машине можно встречку словить или заживо сгореть, да собственно и вероятность выше. Так что чего там бояться.
Ну а если перелет 12 часов, может и соглашусь, скучновато наверно.
0 Ответить
Дмитрий Елисеев, если в небо тянет -надобно найти те килобаксы!Негоже свою мечту хоронить
0 Ответить
А при чем тут развал СССР? У нас ведь уже второй десяток лет рабы на галерах обеспечивают стабильность. Да и в мире полно таких же частных авиакомпаний. Ответ очевиден.
0 Ответить
Mike Mike, конкретизируйте, кто у нас обеспечивает стабильнотсь? Во всех телеканалах говорят что Единая Россия - залог нашей стабильности. Вы против ЕР? Тогда мы идем к Вам
0 Ответить
Михаил Берсенев, а вы за жуликов? Тогда идите к НИМ.
0 Ответить
Mike Mike, это что ж, Вы супротив главной партии будете голосовать на предстоящих выборах???!!!
0 Ответить
Михаил Берсенев, а что, за нее еще кто-то голосует? Вы, батенька, прикалываетесь?
0 Ответить
Mike Mike, советую не прикалываться в вопросах преданности партии! Запомнтие, ее номер в избирательном бюллетене№ 6!
0 Ответить
Михаил Берсенев, номер как раз для нее
0 Ответить
Александр Новгородцев, нашап РЖД очено даже хорошо себя чувсвует и может позволить себе платить бешеные бабки за легионеров в "Локомотив".
0 Ответить
Александр Новгородцев, выходит, что так. Столько лет жить на трубе-игле, уже не выходит соскочить.
0 Ответить
А пока же перед каждым вылетом у меня, например, есть примета. Нужно поговорить с небом, чтобы оно тебя не обидело.
А какой в этом смысл? Из ваших же статей понятно, что виновато не небо, а люди и техника, вещи вполне земные.
0 Ответить
Олег Антонов, на пальцах ноги разъясню: все земное все одно имеетт божественное происхождение, в том числе и самолеты. говорить с божественным - помогает
0 Ответить