Фантастический проект в 1957 году появился у специалистов автомобильной компании «Форд». Руководство их поддержало, когда узнало, что речь идет о создании автомобиля с атомным двигателем. Транспорту будущего даже название придумали — «Nucleon». И запустили довольно агрессивную даже по тем временам рекламу. В ней «Nucleon» назывался убийцей бензоколонок и авто с бензиновым мотором.
Согласитесь, очень смело. Но суть даже не в этом, а в том, что компания намеревалась захватить весь мировой автопром своей сенсационной новинкой, которая была лишь в чертежах. Уверенность компании в том, что все получится, подкреплялась успешным освоением мирного атома в других сферах.
Спустя некоторое время стало известно, что проект нацелен на создание машины с двумя турбинами. Они были сильно уменьшенными копиями таких же турбин в атомной подводной лодке. Иными словами, ничего нового не изобреталось в принципе. Ставка была сделана на уже используемое. Разве что масштаб намечался карликовым.
Уран разогревал водяной пар до очень высокой температуры, он затем подавался в турбины. В первой пар вращал электрогенератор, а во второй создавался движущий момент для колес. Потом отработанный пар шел в охладитель и снова поступал к реактору, то есть замкнутый цикл.
Казалось, что каких-то непреодолимых проблем не должно было появиться при создании такого автомобиля. Ведь все моменты уже хорошо отработаны в военном ведомстве. Всех и дел, что надо уменьшить реактор до масштабов авто.
Был даже создан макет атомного автомобиля. По расчетам выходило, что без перезарядки новым урановым стержнем можно проехать пять тысяч миль. Покупателям обещали значительные скидки и линейку машин с разным по мощности реактором. Но получился большой мыльный американский пузырь, который по мере рекламного надувания лопнул.
После череды атомных ЧП на электростанциях и в военном ведомстве очень остро встал вопрос о системе защиты от проникающей радиации. Такие системы были, но их требовалось улучшать. Конструкторы атомного авто снова сели за расчеты, исходя из новых требований по защите.
И тут выяснилось, что машина элементарно не выдержит несколько тонн свинцового панциря и на месте развалится на части. Более прочным делать каркас? Но тогда это уже будет не легковой автомобиль, а бронированный свинцом танк. Образовался тупик: если увеличивать массу машины, то надо применять более мощный реактор, а для него надо — более мощную свинцовую защиту…
Дальнейшие атомные аварии в мире окончательно похоронили идею уранового автомобиля. Но она, как птица Феникс, снова восстала из пепла. На этот раз уже с совершенно иным топливом.
Инженеры американской компании «Laser Power Systems» занимаются сейчас проектом создания автомобиля, которому на весь срок его эксплуатации потребуется всего лишь восемь граммов тория.
Опять фантастика? Вроде бы, на этот раз не совсем фантастика. Торий — слаборадиоактивный элемент. Он используется давно. Принцип создания ториевого двигателя довольно сложен. В нем предполагается задействовать лазеры, генераторы и замкнутый цикл получения перегретого водяного пара для вращения турбин.
Конечно, вес такой машины на атомной энергии станет гораздо меньше, чем он был в проекте у компании «Ford». Но все равно очень многое уже снова упирается в безопасность. А поскольку аварии на дорогах — явление частое, то реактор на радиоактивном тории при всех гарантиях все же опаснее обычного транспорта.
Может и возможно, но зачем?
0 Ответить
Продолжение следует? В СССР тоже предпринимались подобные попытки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, попытки не только предпринимались, но и осуществлялись.
Все упирается в то, что любой теплоноситель (в твите Вода-пар) при прохождении активной зоны реактора сам становится радиоактивен.
Поэтому и используются двухконткрные реакторы ( а не двухткрбинные)!
Перегретый пар из первого, радиоактивного контура через многослойную систему защиты нагревает теплоноситель во втором контуре ( система ВВР)
Но защита очень массивная, в том числе и самой активной зоны.
Можно сделать без воды, с теплоносителем из жидкого металла ( натрий), такие системы тоже есть (ВМФ), но натрий- очень взрывоопаснее и химически км активен.
А на практике...
В 60-к годы СССР разработал мобильные реакторные системы на двух гусеничных вездеходах-танкетках.
Назывались что-то типа «Арбуз».
Испытали для ВМФ.
В серию не пошло, большинство инженеров-физиков облучилось.
С сыном одного из них довелось учиться в начале 70-х в МИФИ, даже жили в одной комнате.
Исходя из того, что на подводном флоте и во вновь созданных ВС для Арктики такие системы не используются, похоже, что системы бесперспективны
Главное - безопасность!
Пора уяснить-
Все эти системы, типа ядерных самолетов и ракет с ядерным двигателем возможны только для нанесения «удара возмездия».
Пульнули, и все!
Все равно - «конец света».
Ядерное заражение неминуемо, закрытых систем не бывает!
А уж ядерные авто...
Пятерка - за смелость не прослыть дилетантом
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр Бедрицкий, "многоступенчатое преоборазование..." у моВО велика,
https://www.shkolazhizni.ru/auto/articles/62687/,
а желательно плавное, как с вариатором, преобразование.
Кста.., я забацал классный "тюнинг" этому велику на сАмом его сердце
- автомате перкелючения звёздочек "в функции" скорости. Сейчас упиваюсь езде на нём и дЫвлУС надёжности тюнинга: переключает во всём диапазона 6-ти звёздочек.(Обгонная муфта у него на педальной звёздочке)
Хотел пульнуть рацуху на эту фирму, но не откопал е-майл. Кто бы из Сетевых доков нашёл этот е-майл?
1 Ответить
Хороший обзор безнадёжных попрыток создать АТОавтомобиль. Ещё и традиционные способы движения ТС не исчерпаны до конца. Какой заметный недостаток ДВС перед ...паровозом? Отвечаю: 1) Супер-обороты в минуту, вы только представьте - 6000/мин. 2) Поршень одностороннего действия. Я давно предлагал хотя бы для лёгкого автомобиля тихоходный паровой(или на сжатом воздухе) двигатель с вело трансмиссией. Мне возражали, что такая трансмиссия не выдержит или будет тяжёлой. Но есть же тяжёлые момтоциклы с цепной передачей.
Оценка:5
0 Ответить